Вольное историческое общество (ВИО), в которое входят видные отечественные историки и представители крупнейших вузов и научных школ, просит президента воздержаться от внесения в УК РФ статьи «Реабилитация нацизма», за которую Госдума проголосовала 23 апреля.
Члены общества отмечают, что законопроект не проходил историческую экспертизу, а замечания историков и юристов, высказанные в ходе его обсуждения, были проигнорированы думским большинством. «Закон содержит явные противоречия, а также формулировки, представляющие опасность для исторического сознания общества», — отмечается в обращении Вольного исторического общества, имеющегося в распоряжении «МК».
Историки обращают внимание, что само название новой уголовной статьи выбрано крайне неудачно. Слово «реабилитация» в отечественной истории имеет четкие положительные коннотации: так называют процесс исправления несправедливости и отмену незаконных решений. «Сочетание этого слова с понятием «нацизм» делает мыслимым отношение к осуждению нацизма как к «несправедливому», — отмечается в обращении к президенту.
С другой стороны, статья в УК, по мнению авторов, неоправданно расширяет «реабилитацию» или оправдание нацизма до «распространения заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны», «распространения выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества», а также до «осквернения символов воинской славы России, совершенных публично». «Такой подход размывает само понятие «нацизм», снижает в общественном сознании его неприемлемость, ставя оправдание преступлений против человечности в один ряд с хулиганством, — отмечают историки. — Непонятным остается и как «сведения» могут «выражать неуважение к обществу», и каким образом можно это определить».
Кроме того, представителей ВИО смущает формулировка «заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны», распространение которых, согласно новой статье УК, будет считаться преступлением. Использование этого понятия требует либо установить официальную трактовку всех событий войны, отход от которой будет криминализирован, либо создаст возможность для произвольного правоприменения. «Историческая наука представляет собой поиск истины, неотъемлемый от постановки острых исследовательских вопросов. Теперь историки имеют основание опасаться, что такой поиск может быть произвольно объявлен «распространением заведомо ложных фактов», а обнаружение новых исторических источников — «искусственным созданием доказательств обвинения», — говорится в обращении. Ученые убеждены, что канонизация истории Второй мировой войны, запрет на исторический поиск, критику и новые вопросы «станет ударом по историческому сознанию россиян, в котором память о войне играет центральную роль».
Признавая наличие в некоторых странах Европы мемориальных законов, авторы письма подчеркивают, что эти законы защищают память жертв геноцида и преступлений, совершенных государством на его собственной территории, тогда как законопроект, утвержденный Госдумой, направлен на защиту государственной версии истории и потенциально подавляет память жертв государственной политики.
«Считаем необходимым отклонить данный законопроект как дискредитирующий государство и крайне опасный для общества», — резюмируют свои доводы члены ВИО.