Сочи: взлет нормальный

Корреспондент «МК» собственными ногами проверил на прочность новый олимпийский трамплин. Первый олимпийский трамплин в Сочи в прошедшие выходные принял у себя участников тестовых соревнований — этапа Кубка России: первых спортсменов, первых судей и первые слова восхищения.

Новый олимпийский комплекс «Русские горки», по заверению руководителей, будет открыт к декабрю этого года, а лицензию международная организация выдаст в июле.

Трамплин утаптывали спасатели

Конечно, пока здесь не Австрия и не Швейцария... Хотя те, кто бывал в этих местах года два назад, говорят, что был здесь пустырь и грязь по колено. За два года отмахнуть такую стройку — надо сильно постараться.

Евгений Каплун, представитель компании-застройщика, рассказывал, что старались очень сильно: работали в три смены, без выходных и праздников, рабочие вышли на объект в 9 утра 1 января. Даже немцы, которые приехали помогать с новыми технологиями, и те работали по субботам и воскресеньям...

Собственно говоря, такие скорости объясняются очень просто: «сверху» здорово контролировали, и любая задержка или хотя бы намек на задержку в каком-то интервью вырастала в снежный ком с последующими звонками из центра.

Масла в огонь подлила предыдущая информация, что якобы этап Кубка России в Сочи отменяется в связи с неготовностью... Как оказалось, трамплин был готов, его оставалось только довести до необходимых стандартов.

Но тренеры радовались как дети. Личный тренер Дмитрия Васильева, члена сборной России, Рамиль Абраров ходил и только приговаривал: «Два трамплина за неделю открыть! (Имеется в виду трамплинный комплекс в Чайковском. — Т.А.) Когда такое было?!»

Никогда! Отчего, с одной стороны, захватывает эйфория каждую клеточку, с другой — ходишь и придирчиво рассматриваешь каждый уголок: не обманули ли? Ведь даже как-то и не верится...

Корреспондент «МК», воспользовавшись добротой организаторов, лично взобрался под стол отрыва, потоптался на «лбу» (самая высокая точка под столом отрыва), посмотрел вниз... Потом мне такого подарка никто не сделает — надо пользоваться моментом. Снег на трамплине мягкий, чуть проваливается.

Судьи по этому поводу делали замечания оргкомитету: «Такой настил небезопасен для спортсменов!». Но, поскольку все делали в укороченные сроки, снега на трамплин положили меньше чем обычно — 20 см, а требуется 70 см. Поэтому трактор, который обычно равняет «лоб» и гору приземления, запустить не разрешили, а энтузиастам и местным спасателям раздали горные лыжи, отправив утаптывать вручную, то есть «вножную».

Идти поперек огромного трамплина на лыжах, утрамбовывая каждый миллиметр... И это в шесть утра, чтобы успеть к старту соревнований в 10.00 — работа не из приятных. Но зато вся федерация потом благодарила как родных.

Тем более что участвовать в Кубке России и правда приехал не основной состав (он в это время в Оберстдорфе прыгал), а молодые ребята. Некоторые из них такие трамплины вообще впервые в жизни видят... Для таких вопрос готовности — еще и вопрос безопасности.

Евгений КАПЛУН, представитель компании-застройщика:

— Строительные технологии не такие простые... Просто залить место бетоном не получится. Бетон заливают на свайные основания. Сваи глубокие, делали в два-три ряда контрфорсные сваи, на них ростверк — все это держится анкерами, чтобы никуда не уехало.

— Только в этом заключалась сложность?

— Основная — это инженерно-геологическая ситуация. Но, кроме того, дорогу, асфальтированную, хорошую, например, закончили в конце прошлого года, а до этого подъезд к объекту был тяжелым, предназначен только для полноприводной техники... Соответственно, все самосвалы должны быть полноприводные, все миксера. Всех рабочих, им питание можно было привезти только на подобной технике. До этого здесь был лес, дикая территория, инженерно неподготовленная. Около года только ушло на подготовку...

— То есть на строительство меньше времени ушло?

— Нет, мы же можем готовить склон и тут же на уже приготовленных местах начинать строительство.

— Мы сейчас ехали на автобусе к трамплину. Это действительно русские горки! А как же зрители?

— Вы ехали по дороге, предназначенной для строительных целей... К Олимпиаде все будет укреплено, все меры по инженерной защите склонов будут приняты. Иначе объект просто комиссия не примет. Например, трибуна вдоль трамплина будет стоять на огромном количестве свай, которые будут держать весь склон. Мы не можем поставить временные коробки — сначала мы должны инженерно его подготовить.

— Сколько объект по времени простоит?

— Вообще, трамплины, например, в Норвегии меняют и переделывают каждые 25–30 лет.

— Вы должны сдать к декабрю... Полностью?

— Должны сдать полностью. В декабре здесь будет проходить этап Кубка мира.

— Слово «должны» настораживает...

— Я так говорю, чтобы, так сказать, не сглазить. Все же может случиться. Непонятно ведь, вот те же подземные ручьи, они во время строительства и установки свай меняют русла, и если раньше геология показывала, что там ничего нет, то в результате установки свай ручей сливается с другим, и получается подводная река. Строительные технологии сейчас настолько развиты, что нет мест, где невозможно построить. Вопрос только цены и сложности.

— Во сколько обошелся этот объект?

— В 4 млрд. Примерно половина уже инвестирована.

Первопроходцы и рекорды

Прыгать на только что открывшемся трамплине — мужество особое. Но зато ты навсегда войдешь в историю... Дмитрий Спорынин и Алексей Буйволов (оба из Нижнего Новгорода) еще в пятницу сделали с первого олимпийского трамплина по три прыжка. А в субботу утром еще и переживали: разрешат им снова прыгнуть во время церемонии открытия на глазах у спонсоров и инвесторов?

— Почему же не разрешат? — удивляюсь я.

— Ну... тут свои приоритеты. Приехали более-менее именитые спортсмены, — вздохнул Алексей.

Разрешили и не пожалели. Алексей Буйволов установил первый неофициальный рекорд на трамплине — 125 м, показав при этом полет изумительной красоты.

Из более-менее именитых в Сочи прибыли Дмитрий Ипатов и Ильмир Хазетдинов. Оба, конечно, практически сразу дали понять, что они состоят в главной сборной России, а потому на голову выше остальных.

В результате этот сочинский этап выиграл Ильмир Хазетдинов из Уфы, тоже, кстати, воспитанник Рамиля Абрарова. Он же установил первый официальный рекорд — 139 м.

На втором месте оказался Дмитрий Ипатов.

А вот третье занял наш знакомый Алексей Буйволов, прыгнув на 130 м и 126 м в двух попытках соответственно.

— Как вам трамплин?— спрашиваю у победителя.

— Очень понравился. К тому же он новый, и прыгать с него приятного... Так что 139 м это не предел.

— Повезло с ветром?

— Не скажу, у других спортсменов ветер был куда более благоприятный. Когда прыгали я и Ипатов — ветер был чуть потише. Просто правильное исполнение прыжка.

— В Чайковском прыгал уже?

— Да, был на открытии... Но сочинский трамплин мне понравился больше.

Все флаги в гости к нам

Самым популярным человеком в эти дни стал начальник отдела гидрометцентра Юрий Варакин, к которому мы уже потом ходили даже спрашивать погоду на завтрашний перелет в Москву. Сказал, что будет прекрасная солнечная погода.

Особенно досталось ему в воскресенье, когда на трамплинный комплекс лег туман. А долго он пролежит? А потом погода не ухудшится? Что с ветром? Будут ли осадки? Все к Варакину!

Собственно, он-то и объяснил, что туман — это не туман, а облако, которое идет с гор вниз. Сейчас оно пройдет, и будет хорошая видимость. (Действительно, через 10 минут стало видно стартовую скамейку как на ладони.) И что именно вот это место, где стоит трамплинный комплекс, — очень удачное: рядом может грянуть буря, но трамплинам, окруженным горами, ничего не будет. И бокового ветра здесь не бывает, только или в спину, или навстречу. А встречный ветер 30 градусов увеличивает длину прыжка сразу на 10 метров.

Специалистов там хватает... Над созданием олимпийского комплекса работают и норвежцы, и австрийцы, и немцы, и финны.

Особенно забавно было наблюдать, как работает словенец Исток Пергарец над усовершенствованием стола отталкивания. «Дафай! Дафай! Вон то тасчи туда!» — «Да, поняли мы, поняли...» — ворчали рабочие.

Норвежец, техделегат Торгейр Нордбю, отслеживал прыжки, скорость и длину, чтобы в случае чего дать указание поднять или опустить скамью отталкивания. От ее перемещения зависит, насколько далеко улетит спортсмен, чтобы при приземлении не убиться.

Финские технологии используют, чтобы сохранить снег. На территории комплекса возведут огромное снегохранилище, в котором будет лежать около 10 кубометров снега.

А летели мы и правда в замечательную солнечную погоду.

Александр АРЕФЬЕВ, главный тренер сборной России:

— Сразу нельзя сказать, что хуже или лучше... У каждого трамплина есть свои особенности. И в Чайковском хороший, и здесь. Ну вот сейчас мне Дима Ипатов сказал, что здесь траектория полета выше, чем в Чайковском. Больше особенностей пока не знаю... По той простой причине, что он сделал всего два прыжка. Говорит, что радиус разгона, лыжня хорошие. Единственное — гора приземления не доведена до идеального.

— По ветровой обстановке?

— Вопрос сложный... Потому что я сейчас постоял, посмотрел: в течение 20 минут ветер меняется. То встречный, то задний — в данную минуту вообще штиль. Я поговорил с начальником гидрометцентра, они нам сделают полностью статистику, будут вести анализ, и где-то я думаю через месяц-два посмотреть, какая будет обстановка в те сроки, в которые пройдет Олимпиада.

— А он похож на какой-то трамплин в Европе?

— Пока не знаю... Я для этого сюда Ипатова и взял, чтобы послушать его мнение. Может быть, действительно похож на какой-то европейский? Тогда можно пытаться тренироваться в приближенных условиях.

— Молодым ребятам, которые сейчас прыгают, можно рассчитывать на Сочи?

— Нет, что вы... В Сочи поедут те, кто сейчас крутится по Кубку мира. За полтора года мы сможем подготовить спортсмена. Для этого надо 7—8—10 лет.

Ложка дегтя

Конечно, для того чтобы вести споры о необходимости или бессмысленности Олимпиады, надо своими глазами увидеть весь масштаб проекта.

Так и в отношении комплекса трамплинов... Приятно, что люди, которые вставляли свое слово «против», довольно аргументировано обосновывали позицию.

В частности, говорили, что без маленьких трамплинов, без спортивной школы вот этот комплекс — пустой груз. После Игр, конечно, обещали построить маленькие трамплинчики для детей, но это, вы же сами понимаете, дело скользкое.

Опять же подняли любопытный вопрос о стоимости аренды трамплинов. Комплексов в России немного и, пользуясь отсутствием конкуренции, задрать цены вполне логично... Поэтому хочешь не хочешь, а опять придется ехать за рубеж.

В федерации тем не менее меня уверили, что оба вопроса со временем решатся положительно на сто процентов.

* * *

Александр УВАРОВ, президент Федерации прыжков с трамплина и лыжного двоеборья:

— В жизни Федерации прыжков на лыжах с трамплина и любителей этого вида спорта произошло историческое событие — начинается новая жизнь. В год столетия вводятся первые три трамплинных комплекса. Что касается информации о готовности... Дело в том, что там на разных этапах были разные темпы и разные сроки. Изначально требовали сдать комплекс к 1 декабря. Хотя соревнования в феврале. Ну ничего, сдали к 7 февраля, все провели на достаточно высоком уровне.