10 лучших сельджукских памятников Турции

В отличие от османов, сельджуки, которые правили большей частью Анатолии с 1037 по 1307 год, не слишком популярны, что очень прискорбно, поскольку они оставили после себя фантастические памятники, разбросанные по всей стране, за исключением Стамбула, который оставался цитаделью византийцев.

Сельджукскую историю сложнее воспринимать, чем историю османской империи. На пике своего развития сельджуки создали великий Сельджукский султанат, который занимал территорию от Гиндукуша до Персидского залива, охватывая всю Анатолию. Анатолия лежала на его западной границе, а после великой победы султана Алп Арслана над византийцами в битве при Манцикерте в 1071 году, он с радостью отдал эти территории местным атабеям (эмирам). Так что династия Сельджукидов контролировала территории вокруг Эрзрума и Терджана до 1202 года, а Данышмендиды управляли районом, протянувшимся от Токата и Сиваса до Малатьи  вплоть до 1178 года. Менгюджеки правили в Дивриги, Эрзинджане и Шебинкарахисаре до 1277, а Артукиды контролировали территорию вокруг Харпута, Мардина и Диярбакыра до 1409 года.

Однако наиболее широко известным среди всех бейликов является Сельджукский или Румский султанат (известный также под названиями Иконийский и Конийский), который сохранял свое могущество вплоть до 1307 года. Сначала его столица находилась в Изнике, а потом была перенесена в Конью. Постепенно Сельджукский султанат начал присоединять другие бейлики, пока к началу 13 века его султаны не начали контролировать большую часть Центральной Анатолии от Синопа на Черном море до Аланьи на Средиземном море, от Денизли на западе до берегов озера Ван на востоке.

Сельджукскую архитектуру легко узнать. Строения – будь то мечети, медресе (богословские школы) или тюрбе (усыпальницы) – создавались из камня в аскетическом стиле, который неожиданно переходил в богатую резьбу вокруг окон и дверей. Мечети длинные, низкие, со множеством колонн. Они совсем не похожи на знакомые нам мечети с куполом, которые были популярны при османах. Румский султанат оплатил строительство цепи караван-сараев, которая должна была соединить порты Эгейского моря с Персией и Центральной Азией, прародиной сельджуков. Все эти здания строились на века, а это значит, что сохранилось множество памятников сельджукской архитектуры, которыми могут полюбоваться туристы.

Султан Хан, Султанханы

Более чем из сотни караван-сараев, построенных для того, чтобы они могли принять путешествующих торговцев и их животных, самым большим является караван-сарай, расположенный на полпути между Коньей и Аксараем. Его площадь равна примерно 4.000 квадратных метров. Он был построен в 1299 году, во время правления султана Алаеддина Куйкубада I (1219-37), но позже, после пожара, случившегося здесь в 1278 году, он был перестроен и расширен. В плане это типичный сельджукский караван-сарай с великолепным порталом, отделанным макарна (украшения, напоминающие сталактиты), который выходит во внутренний двор, окруженный комнатами для людей и животных, где они могли есть и спать, с месджидом (храмом), возвышающимся в центре.

Другой красивый Султан Хан, построенный всего несколько лет спустя, стоит в Тузхисаре на дороге из Кайсери в Малатью.

Мечеть Алаеддина, Конья

Конья дольше всего была столицей Румского султаната, поэтому неудивительно, что именно здесь было похоронено большинство султанов. Вы найдете их могилы в незаметном дворике за мечетью Алаеддина на Алаеддин Тепеси - холме, расположенном на западном конце улицы Мевляна Джаддеси. Построенная во времена правления султана Алаеддина Кейкубада I (1219-1237), эта мечеть представляет собой длинное низкое строение с навесом, полным колонн. Снаружи она немного пышнее украшена, чем другие здания этой эпохи, несомненно, причиной этому служит то, что архитектор был родом из далекого Дамаска.

В Конье вы можете посетить множество других зданий эпохи сельджуков. Среди них, разумеется, будут усыпальница Мевляны, которая относится к 1274 году, а также Индже Минаре Медресеси (1264), Бюйук Каратай Медресе (1251-52), Сырчалы Медресе (1242) и Сахиб-и Атийе Медресеси (1258). В каждом из этих зданий теперь расположены музеи. Перед Алаеддин Джами, в том месте, где когда-то находился дворец султана, сейчас проходят раскопки.

Донер Кюмбет, Кайсери

Если караван-сараи – самые крупные из сооружений сельджуков, то конические тюрбе (гробницы), которые называются кюмбет, - самые маленькие из них. Похожие на шатры из камня, они, возможно, выполнены в подражание грузинским и армянским церквям. Кюмбеты можно встретить повсюду, где обитали сельджуки. Их довольно много в Кайсери, который был почти таким же значительным городом, как и Конья. Здесь находится так называемая Донер (Вращающаяся) Кюмбет (1275), построенная для принцессы и ставшая символом города. Особенно красивые гробницы-кюмбет можно увидеть также в Нигде и Акшехире.

Ахлат и Геваш

В Кайсери вы, возможно, захотите посетить медресе Чифте (1206), Авгунлу (1193) и Сахабийе (1267), а также Махпери Хунат Хатун Джами (1238), баня-хамам при которой работает до сих пор, хотя ей уже почти 800 лет. Хаджыкылыч Джами (1249) также поражает своей красотой.

Кызыл Куле, Аланья

Об Аланье так много говорят как о морском курорте, что легко забыть, что она также является местом, где находятся два удивительных сельджукских памятника. Это крепость (с 1226 года), которая защищает город, и построенная в то же время Кызыл Куле (Красная Башня), стоящая у воды, которая служит чем-то вроде не слишком интересного музея. Идите по дороге, ведущей вокруг башни, и вы увидите скудные остатки последней сельджукской верфи (терсане), которая относится к 1228 году.

Шифаийе Медресеси, Сивас

Оплот Данышмендидов, Сивас, является местом, где расположен ряд замечательных медресе с впечатляющими порталами, которые так типичны для сельджукской архитектуры. Шифаийе Медресеси (1217) – не единственная красивая медресе города, она стоит напротив Чифте Минаре Медресеси, построенной в том же стиле в 1271 году, несмотря на то, что в то время Сивас находился под властью монголов.  Это демонстрирует, каким стойким был сельджукский стиль, который продолжал существовать и после того, как сами сельджуки отошли в историю.

Городские стены, Диярбакыр

Огромные стены из базальта, которые тянутся на пять километров вокруг Диярбакыра, могли бы быть одной из самых захватывающих достопримечательностей города. Однако не все туристы знают, что самые лучшие из 69 дошедших до нас башен – работа сельджуков, выполненная в 1088 году.  Часть работ проводилась под началом Султана Малик Шаха, а часть – под началом местной династии Артукидов. В частности, потрясающая башня Йеди Кардеш (Семь братьев) была спроектирована в 1208 году лично султаном Салих Мохаммедом, который украсил ее символом династии Артукидов – двуглавым орлом.

Мост Малабади

Наряду с множеством караван-сараев, которые сельджуки строили для размещения путников, чтобы облегчить путешественникам жизнь, они также возвели множество мостов. Возможно, лучший из сохранившихся мостов –  мост Малабади.  Он достигает 150 метров в длину и состоит из одного пролета. Этот мост расположен на юго-востоке, рядом с Сильваном и был закончен в 1147 Тимурташем, принадлежавшим к Мардинской ветви династии Артукидов.

Чифте Минарели Медресе, Эрзрум

В отдаленном Эрзруме находится Чифте Минарели Медресе (Медресе с двумя минаретами), которая была построена под руководством Салтукидов в начале 13 века. В настоящее время она находится на реставрации. Ее изящный фасад кажется симметричным, пока вы не посмотрите на него поближе и не заметите, что мотивы, вырезанные по разные стороны от входа, совершенно не похожи друг на друга.

Чифте Минарели Медресе находится на краю города, который повсюду носит печать пребывания здесь сельджуков. Рядом с медресе расположена гораздо более строгая Улу Джами, которая относится к 1179 году, а позади медресе есть три кюмбет (гробницы) 12 века, в одной из которых покоится прах Эмира Салтука (1081-1102), родоначальника династии Салтукидов.

Улу Джами и комплекс Дарюшшифа, Дивриги

Из всех самых значительных памятников эпохи Сельджукидов в Турции эта мечеть и больничный комплекс, расположенные в Дивриги, на востоке от Сиваса, являются, пожалуй, самыми лучшими. Благодаря своей исключительности именно они вошли в список наследия ЮНЕСКО по Турции. Оба здания относятся к 1228 году, когда мечеть была заказана эмиром  из рода Менгюджек Ахмедом Шахом, а больница – его женой Туран Мелек Султан, дочерью Фахреддина Бейрама Шаха, правителя эрзинджанской ветви Менгюджеков.  Оба здания являют собой прекрасный пример сельджукской тяги к аскетизму, который сочетается с роскошью такого размаха, что Тач Капы (Коронную Дверь) больницы описывают как сельджукское рококо.

Терджан

В Терджане, который находится между Эрзинджаном и Эрзрумом, есть редко посещаемый комплекс, состоящий из усыпальниц и караван-сарая. Его очень грубо отреставрировали, однако о нем стоит упомянуть, хотя бы из-за его основательницы – Мелике Мамахатун. Она была редким примером женщины-правителя, и находилась во главе бейлика Салтукидов  с 1191 по 1200 год, когда ее свергли, чтобы посадить на трон ее сына, после того, как попытки найти ей мужа среди египетских Мамлюков закончились неудачей.