Воистину царский подарок всем ура-патриотически настроенным гражданам РФ сделал самый вероятный республиканский соперник Обамы на президентских выборах Митт Ромни.
Объявив Россию «врагом Америки №1», Ромни польстил нашему чувству собственного величия и подтвердил подозрения по поводу коварных замыслов Вашингтона. Однако излишне радоваться не стоит. Даже с точки зрения самых ярых ненавистников Кремля, Россия — не самый главный враг Америки. Мы всего лишь самый привычный и самый удобный «враг».
Были времена, когда нас в Америке действительно боялись до потери сознания. Например, в 1949 году первый министр обороны США Джеймс Форрестол в состоянии помутнения рассудка выбросился из окна своей больничной палаты. По одной из версий, ему померещилось, что госпиталь окружают советские танки.
Однако если бы помутнение рассудка случилось у нынешнего главы Пентагона Леона Панетты, он бы уже не кричал «русские идут!». Китай — вот в какой державе в Америке видят потенциальную угрозу для себя и в экономическом, и в военном смысле.
Россия же в глазах американских политиков превратилась примерно в то же самое, чем является Америка для их российских коллег, — полезное оружие во внутриполитической борьбе. Прилет грачей — верная примета скорой весны. Всплеск антиамериканской или антироссийской риторики — не менее верная примета скорых выборов, соответственно, в РФ или США.
Почему так происходит в России — тема отдельного разговора. Но вот почему так происходит в Америке? Причин множество. Скажешь что-то глупое или излишне агрессивное про Китай — и можешь огрести проблем по полной программе. Уровень переплетения американской и китайской экономик слишком серьезен. Ты можешь нацелить свой удар на Пекин, а попасть по своей собственной стране.
Китай уже крайне силен и самоуверен. Он может ответить своим американским хулителям не только словами, но и делами. А Россия — цель вполне безопасная. Максимум, что грозит Ромни с берегов Москвы-реки, так это ответное заявление в стиле «ты сам дурак!».
Российское направление внешней политики — одно из немногих, на котором администрация Обамы может похвастаться хоть какими-то успехами. А основной закон выборной политики — всегда умалять и очернять достижения своего оппонента.
И не важно, что на «перезагрузку» с Москвой Обама пошел не из-за своей горячей любви к России, а из-за сугубо прагматических соображений. Выборная политика — это всегда шоу. Среднестатистический избиратель не хочет долгого, нудного и детального рассказа о реальных проблемах. Он хочет, чтобы его увлекли, развлекли, сначала испугали, а потом успокоили. Если дело не касается его личной безопасности или содержимого его кошелька, то обыватель всегда будет смотреть на политику через призму собственных предрассудков.
А тема России для игры на предрассудках подходит просто идеально. Начиная с эпохи императора Александра III имидж нашей страны в США почти всегда стабильно негативен. И подозреваю, что так будет еще на протяжении жизни как минимум пары поколений — вне зависимости от того, как будет выглядеть реальная Россия.
А до тех пор, пока старые предрассудки не заменятся новыми, правые американские политики всегда найдут свежий способ оригинально поразмахивать жупелом российской угрозы. Вспомним, например, как в 2000 году кандидат в президенты Джордж Буш-младший вдруг осерчал на нашего бывшего премьера Виктора Черномырдина и попытался слепить из него образ нового «доктора Зло».
Или послушаем, что говорит про Москву соперник Ромни в битве за роль кандидата в президенты от республиканцев Рик Санторум. По его мнению, безопасности Америки угрожает некий «альянс», включающий в себя помимо прочих Россию, Эквадор и Боливию.
Заявление Ромни не стоит принимать слишком близко к сердцу. Если республиканец вдруг одержит победу на президентских выборах-2012, то расклад сил в мире заставит его проводить прагматичную политику — в том числе и в отношениях с Россией.
Тот же Буш-младший, оказавшись у власти, сразу же обнаружил много чего хорошего в сердце Владимира Путина. А нынешняя «апостол перезагрузки», государственный секретарь Хиллари Клинтон обрушилась на него за это с оглушительной критикой. Мол, она в сердце Путина видит только три буквы — КГБ.
С президентом Ромни тоже вполне может произойти подобное перерождение. Правда, шансов стать президентом у него пока не очень много. Барак Обама считается откровенно не слишком успешным лидером США. Но его республиканские оппоненты еще более бледны и неубедительны. Поэтому, скорее всего, у Обамы будет возможность выполнить свое подслушанное журналистами обещание Медведеву — вернуться к спорному вопросу по ПРО после своей победы на президентских выборах.
Однако заявление Ромни — все равно не слишком радостное событие. «Да, шансы выиграть выборы у Ромни очень низкие, — сказал мне бывший шеф нашего МИДа, президент Российского совета по международным делам Игорь Иванов. — Да, если он вдруг победит, его реальные шаги будут диктоваться реальной политикой. Но от таких заявлений все равно нельзя отмахиваться. Они ухудшают фон отношений между двумя странами. Нельзя забывать и том, что у Республиканской партии сейчас большинство в Конгрессе. А Ромни выражает взгляды очень многих республиканцев».
И все же спасибо вам за комплимент, мистер Ромни! Чертовски приятно быть главным врагом пока единственной в мире супердержавы! Даже если это всего лишь на словах!