Своеобразный рефрен президентской кампании-2012 в США гласит: «Митт Ромни слабый, но фаворит». В этой формуле все правильно — и то, что он фаворит среди республиканцев, и то, что в этом качестве выглядит слабо.
Он еще ни разу не побеждал в штатах «Библейского пояса» Юга, являющегося базой республиканской партии. Ромни пока так и не удалось выдавить из гонки своих соперников, вцепившихся в него бульдожьей хваткой. Не удалось ему и завоевать души консервативных евангелических однопартийцев.
Праймериз 20 марта проходили в штате Иллинойс за пределами «Библейского пояса». Иллинойс называют «бастионом умеренности». Эта зона, скроенная под Ромни, который делает акцент на экономике, а не на «духовных ценностях». У Иллинойса с экономикой дела швах. Уровень безработицы — 9,4% — худший среди штатов Среднего Запада. Тяжелое экономическое положение Иллинойса давало преимущество Ромни-бизнесмену над Санторумом-проповедником. В своих речах перед началом праймериз Ромни, сменивший джинсы и рубашку с открытым воротом на строгий бизнес-костюм с галстуком, гвоздил Санторума как «экономического легковеса» и противопоставлял ему свои профессиональные деловые качества. А тот, в свою очередь, напирал на «высокие материи» и в своем проповедническом раже перегнул палку. Выступая в Диксоне, Санторум договорился до того, что заявил: «Мне наплевать, каким будет уровень безработицы. Моя стратегия не вращается вокруг уровней безработицы и роста экономики...»
Поначалу считалось, что Ромни одержит в Иллинойсе легкую победу, но ближе к 20 марта весы закачались. Опрос, проведенный «Чикаго трибюн» и телеканалом WGN-TV, показал, что Ромни обходит Санторума всего на 4%. Сила Ромни — в состоятельных предместьях Чикаго и других городов. Сила Санторума — в даунтаунах Чикаго, где сосредоточены слои малоимущих. Кое-кому может показаться странным: почему бедняки консервативнее богатых и почему их больше волнует «душа» — религия, аборты и так далее, чем «тело» — экономика. Если предместья видят в Ромни спасителя их материальных ценностей, то даунтауны видят в нем бездушного мультимиллионера. «Я уже устал от этих богатых парней, лезущих на вершину власти, как альпинисты, — говорит Тони Либри, республиканский активист из центрального Иллинойса. — Ромни, возможно, тратит на сорочки и парикмахера больше, чем простой американец зарабатывает за неделю». Для Ромни цена победы и поражения в Иллинойсе была гораздо выше, чем для Санторума. Для последнего поражение здесь было как бы запрограммировано, а вот проиграть на «своем поле» умеренного республиканизма означало бы для Ромни смену общенационального рефрена на «Митт Ромни по-прежнему слабый, но уже не фаворит...»
Участки для голосования закрылись в восемь вечера по восточному времени, и почти сразу же на телеканалы страны стали поступать итоги праймериз. Они были настолько в пользу Ромни, что уже после подсчета одного процента голосов все телеканалы объявили его победителем «в проекции». Электорат Ромни составили люди, считающие, что экономическое положение страны улучшается, зарабатывающие более ста тысяч долларов в год, умеренные, либералы, имеющие высшее образование и католики. За Санторума голосовали люди, считающие, что экономическое положение страны ухудшается, консерваторы, жители сельских местностей, не окончившие колледжи, зарабатывающие в год меньше 50 тысяч долларов и протестанты.
Неудивительно, что свое выступление после голосования Ромни начал с восклицания: «Что за прекрасная ночь!» И призвал сказать президенту Обаме «довольно!». Он заявил, что «экономикой движет не правительство, а Свобода». Поэтому-де необходимо «убрать правительство с дороги», а заодно и Обаму, который, мол, «подавляет мечту и мечтателей». Ромни иронически процитировал слова Обамы о том, что американцы — это Гейтсы и Стивы Джобсы«. Но, добавил Ромни, «Обама не Гейтс и не Джобс, а... Обама».
Каковы главные итоги иллинойских праймериз? Во-первых, борьба за номинацию будет отныне вестись один на один — Ромни против Санторума. Остальные участники гонки, видимо, в ближайшее время сойдут с дистанции. Во-вторых, движение Ромни навстречу цели — 1144 голосов делегатов, обеспечивающих ему номинацию в президенты, становится все более неудержимым. Победив в Иллинойсе, он перевалил за половину этой заветной цифры. В-третьих, республиканское воинство, уставшее от междоусобицы, рвется схватиться с самим Обамой. Как сказал один из республиканских активистов: «Я готов проголосовать даже за собаку, лишь бы избавиться от Обамы». Вопрос в том, какая из «собак» способна загрызть президента-демократа и способна ли?