В понедельник Министерство культуры и туризма опубликовало данные, из которых следует, что количество иностранных туристов в Турции несколько снизилось за первые полгода: оно составило немногим более 12,7 миллиона человек.
По данным министерства тенденция снижения количества приезжих, которая наблюдалась в течение первых пяти месяцев этого года, была преодолена в июне, когда количество иностранных туристов в Турции составило почти 3,9 миллиона человек. В прошлом году в этом же месяце в Турцию приехало меньше иностранцев: всего 3,8 миллиона туристов.
В течение первых шести месяцев этого года большинство туристов в Турции составляли граждане Германии, но в июне большую часть туристов составили россияне. За период с января по июнь в Турцию приехало почти 2 миллиона немцев. Германия является крупнейшим торговым партнером Турции, что также очень важно, поскольку около 3 миллионов европейских турок живут в этой западноевропейской стране. За Германией следует Россия с 1,43 млн туристов и Великобритания с 0,9 млн приезжих.
33,2 процента тех, кто приехал в Турцию в первой половине года, въехали в страну через Стамбул — деловую столицу и важнейший туристический центр Турции. В то время как другие 30,6 процента въехали в страну через южный курортный регион Анталья. Северо-западная провинция Эдирне, где Турция граничит с Болгарией и Грецией, стала третьей точкой с 8,7 процентами всех прибывших в Турцию за период с января по июнь.
В июне в Турцию приехали 600 тыс.россиян. В апреле прошлого года Россия и Турция отменили визовый режим для своих граждан. Этот шаг был направлен на увеличение потока туристов. В июне за северо-восточным соседом Турции следовала Германия, откуда приехало примерно на 70 000 человек меньше, а также Великобритания, откуда приехало 400 тыс. туристов.
Доходы от туризма жизненно важны для Турции
Согласно данным Турецкого института статистики, в прошлом году Турцию посетили более 36 миллионов иностранных подданных. В 2010 году эта цифра составляла 33 миллиона. По данным института статистики, в 2011 году страна получила доход от туризма в размере 23 миллиардов долларов, что на 10,6 процента больше, чем годом ранее, когда доход от туризма составил 20,8 миллиардов долларов. Из этих данных следует, что в 2011 году каждый иностранец потратил в Турции в среднем 637 долларов, что несколько больше суммы в 630 долларов, которые в среднем приносил Турции турист в 2010 году.
Доход от туризма крайне важен для Турции. Турецкая экономика страдает от дефицита текущего счета, поскольку она крайне зависима от иностранных энергетических ресурсов и промежуточных продуктов. Однако она смогла добиться стремительного роста, особенно за последнее десятилетие.
Страна сосредоточилось на поиске богатых месторождений нефти и газа, а также на развитии индустрии, которое требует крупных вложений в научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Таким образом, сумма, которую Турция получает от иностранных туристов, — один из немногих способов эффективно бороться с дефицитом текущего счета.
По данным Центрального банка Турции за первые пять месяцев этого года национальный дефицит счета снизился более чем на четверть и достиг размера в 27 миллиардов долларов, а это означает, что правительству удалось значительно улучшить баланс платежей, что является результатом продуманной фискальной и валютной политики. В то же время доход, который принесли Турции иностранцы, оставался на должном уровне, несмотря на продолжающийся экономический кризис, особенно повлиявший на Европу.
Столкнувшись с резким ростом дефицита текущего счета в прошлом году, Центральный банк разработал оригинальную политику смешения низких процентных ставок с более высоким процентом резерва. Эта политика была направлена на то, чтобы сделать Турцию менее привлекательной для краткосрочных временных вливаний иностранного капитала, в то же время усложняя для потребителя процесс получения ссуды в банке, что дало возможность контролировать рост количества кредитов в течение года. Вслед за принятыми ранее мерами, в конце года правительство предприняло еще один шаг, проведенный в жизнь исполнительной ветвью власти, которая существенно повысила потребительский налог на определенные — большей частью импортные — продукты, такие как машины и сотовые телефоны.