«Мое отношение к ЕГЭ стало менее однозначным». В четверг Правительство России рассматривает обсуждавшийся два года законопроект «Об образовании» и, по словам Дмитрия Медведева, скорее всего, «вытолкнет многострадальный документ в Госдуму».
Окончательный вариант закона может измениться до неузнаваемости — к примеру, в ЕГЭ по гуманитарным предметам может появиться устная часть. Это и другие предложения обсуждались накануне на заседании экспертов «Открытого правительства» и получили одобрение Дмитрия Медведева.
— Хочу обсудить с вами одну из самых важных тем сегодняшнего дня — законопроект «Об образовании», — открыл заседание экспертов ДАМ. — Законопроект был еще по моему поручению размещен на сайте для обсуждения в октябре 2010 года, так что я не помню, какой еще проект закона обсуждали бы так долго. Но все рано или поздно заканчивается — пора его принимать. Думаю, завтра на заседании правительства мы вытолкнем этот многострадальный документ в Госдуму, если, конечно, сейчас вы мне не скажете, что его нельзя принимать, потому что нельзя принимать никогда.
Развернуть дискуссию таким образом не рискнул никто. Даже — присутствующий среди прочих экспертов автор альтернативного проекта закона «Об образовании», первый зампред думского комитета по образованию Олег Смолин. Вместо этого депутат предложил премьеру, разместив на сайте «Открытого правительства» оба законопроекта рядом, выявить всенародным голосованием достойнейший. Правда, в любом случае в правительственный текст проекта необходимо внести существенные коррективы, подчеркнул он. В области финансирования — увеличить отчисления на образование с нынешних 4,2% ВВП хотя бы до 7% (в Бразилии на ВВП вскоре пойдет 10%). И снизить налоговое бремя вузов — а то российскому университету компьютер сегодня обходится вдвое дороже, чем германскому. В школьном стандарте — отказаться от интегрированных предметов типа естествознания, а оставить два уровня: базовый и профильный. Наконец, ЕГЭ сделать добровольным либо ввести устную часть экзаменов по гуманитарным предметам.
Большую часть предложений оппозиционера от образования ДАМ неожиданно поддержал:
— Правда, я не уверен, что России стоит сопоставлять себя с Бразилией: уровни образования в наших странах к началу модернизации были несопоставимы, да и уровень безопасности, который мы должны поддерживать, также другой. Но снижать финансирование образования, конечно, нельзя. И с вашим предложением выставить на сайте Открытого правительства оба законопроекта для обсуждения и голосования я согласен.
Премьер согласился также, что «налоговые льготы должны быть — надо только понять, в каком объеме. Признал ДАМ и резонность предложений Смолина по школьному стандарту: «Здесь нужен дополнительный диалог по профессиональному и базовому уровню». А затем премьер внезапно заявил: «Мои ощущения по ЕГЭ сильно изменились. В этом году ЕГЭ сдавал мой сын, и мое отношение к ЕГЭ стало менее однозначным. Думаю, ЕГЭ нужно совершенствовать: внедрение новых компонентов неизбежно! Возможно, во многих предметах гуманитарного цикла должна быть устная часть. В принципе, как юрист могу сказать, что законопроекты не имеют авторства. Поэтому мы можем легко приписать себе законопроект КПРФ, а КПРФ — наш».
Естественно, коснувшись темы вузов, заговорили о коррупции и плагиате.
— Может, давайте сделаем не закон, а подзаконный акт на уровне правительства и введем административные последствия, вплоть до увольнения, — предложил ДАМ. — А что ректор Высшей школы экономики думает по этому поводу? — повернулся он к «хозяину мероприятия» Ярославу Кузьминову.
— Создать рабочую группу «Открытого правительства» и подготовить предложения по борьбе с коррупцией в области образования и медицины, — ответил тот. — Думаю, надо завязать первый шаг борьбы с коррупцией на репутацию — личную и коллективную. Чтобы брать стало западло.
На том и порешили.
— Законопроект на правительство вносить будем, я правильно понял? — подытожил заседание ДАМ. — Я уверен: наша система образования — не мертвая. И в ней сейчас на порядок больше денег, чем было. От нас — образовательного сообщества — зависит теперь рациональное распределение этих денег, определение приоритетов, куда они могут пойти, как их лучше израсходовать. Я передам ваше предложение в правительство. Мы продолжим обсуждать законопроект вместе со вторым, альтернативным. Ведь мы все заинтересованы, чтобы все самые здравые предложения были учтены в законе!