Уроки трагедии в Улудере и незаметное наступление нового периода

| Адем Явуз Арслан

2011-й год мы провели буквально, не переводя дыхания. И его окончание так же прошло в этой тенденции.

Решения о возбуждении уголовного дела в отношении бывшего главы Генштаба Илькера Башбуга и наложении ареста на всё имущество Бедреттина Далана, одного из беглых обвиняемых по делу Эргенекона, представляют собой два в высшей степени важных шага.

Вероятно, что в ближайшие дни эти две темы получат весьма интересное продолжение. Все еще не прошел шок от случившегося в Улудере, до сих пор возникают вопросы о том, как это могло произойти. Прежде чем перейти к описанию случившегося за «кулисами» этой истории, отметим одно очень важное изменение:

Вчера в Турции произошло очень важное событие на пути к усилению «гражданской» составляющей в государстве. К тому же произошло оно практически незаметно и беззвучно.

Командование электронными системами Генштаба (ГЕС) – организации, которая приходит на ум в первую очередь, когда речь заходит о разведке и системе прослушивания Турции, вместе с персоналом и всем своим оборудованием было передано Национальной разведывательной организации (МИТ). Персонал ГЕС сегодня приступил к работе в качестве персонала МИТ. Это событие имеет историческое значение в отношениях между военными и гражданскими кругами.

Конечно же, впереди еще множество шагов, которые необходимо предпринять. Потому что это не означает, что завершилось системное преобразование организации или предпринятых шагов для этого достаточно. Такие вопросы, как техническая разведка, представляют собой область, требующую профессионализма, а количество подготовленного персонала, занятого в этой области ограничено. Преобразование обретает смысл тогда, когда оно осуществляется с правильными кадрами.


Нет такого устройства, которое не прослушивается ГЕС

Командование электронными системами Генштаба, известное еще как «Гарнизон флага»,представляет собой самую высоко оснащенную военную базу разведки и прослушивания Турции. Её бригада, связана со Школой электронных коммуникаций и информационных систем.

В сущности, структура начала создаваться США в годы Холодной войны. Впоследствии она была передана в состав турецких вооруженных сил.

ГЭС обладает системами, способными осуществлять электронное наблюдение за странами Балканского полуострова, Кавказа и Ближнего Востока. Пожалуй, можно сказать, что не существует такого средства связи, которое не сможет прослушать или отследить ГЕС.  Более того, ни МИТ, ни Управление безопасности, ни Жандармерия не обладают теми системами, которые находятся в распоряжении ГЕС. Эта организация долгое время оставалась засекреченной и стала известна как военная база связи только во время переворота 12 сентября, а позже, в 2008 году,  приобрела известность в связи с попавшей в интернет скандальной аудио-записью командующего ГЕС бригадного генерала Мюнира Эртена. И теперь эта организация является структурной единицей Службы технической разведки МИТ.

Мы отметили, что это очень важное событие. Не будет преувеличением сказать, что с этого момента организовать переворот будет намного сложнее, чем раньше. Теперь МИТ станет намного сильнее и влиятельнее в вопросах разведки. Но необходимо отметить следующее: и в турецких вооруженных силах, и в МИТ происходят положительные преобразования. Однако не стоит преувеличивать значение этих изменений. Поскольку до тех пор, пока улучшения, связанные с личным фактором, не приобретут структурный характер, они не принесут необходимых результатов. К тому же после того, как главный пост занял Хакан Фидан, влияние МИТ во внешней разведке возросло. А благодаря событиям с ГЕС, она еще больше укрепится в этой области. Но произошедшая трагедия в Улудере и возникшая вокруг нее полемика не должна помешать достижению этой цели.

Перейдем теперь к вопросу «трагедии в Улудере». В итоге длительных переговоров в столице и оценок происшедшего сложилась определенная позиция, которую кратко можно охарактеризовать следующим образом: Возник сбой операции, в результате которого погибли 35 мирных жителей. В результате исследования территории, по опыту случившихся ранее событий, а также  в результате различных оценок посчитали, что контрабандистами были члены РПК.

Произошел несчастный случай.  Из этой трагедии необходимо извлечь некоторые уроки. Как политическая бюрократия, так и силы безопасности не позволят, чтобы из-за эта катастрофа повлияла на  решимость продолжать бороться с терроризмом, и чтобы на этой почве между структурами возникли какие-либо конфликты.

Теперь координация между губернаторами приобретет более эффективный характер, также как и реорганизация жандармерии. Контрабанда сама по себе является значительной проблемой. По этому вопросу необходимо проведение радикальных мер. Ведь если не сегодня, то завтра либо не обратят внимания на перебежки членов РПК, думая, что это контрабандисты, либо подстрелят контрабандистов, подозревая в них боевиков РПК.

По этой причине необходимо положить конец и терроризму и контрабанде. МИТ является очень важной организацией в борьбе с терроризмом. В связи с событиями в Улудере в столице сложилось единство мнений, что нельзя спускать всех собак в адрес МИТ. Если допущена ошибка, то она будет исправлена, и в будущем эффективный вклад МИТ продолжится.