В Турции 25 июня официально начались приемо-сдаточные испытания универсального десантного корабля (УДК) TCG "Анадолу" (Anadolu). Об этом в своем твиттер-аккаунте сообщил глава Управления оборонной промышленности страны Исмаил Демир.
Вскоре после окончания испытаний будущий флагман турецких Военно-морских сил (ВМС) и самый крупный из кораблей, когда-либо находившихся на вооружении страны, будет принят в состав ВМС. Планируемая дата ввода вертолетоносца в строй - декабрь 2022 года, отметила информационно-аналитическая группа "Джейнс" (Jane’s).
"Анадолу" построен на верфи "Седеф Шипъярд" (Sedef Shipyard) в районе Тузла в Стамбуле. Строительство универсального корабля-дока велось совместно с испанской судостроительной фирмой "Навантия" (Navantia), соответствующий контракт компании заключили в 2015 году, добавили в "Джейнс".
Проект УДК "Анадолу" основан на конструкции универсального десантного корабля-авианосца ВМС Испании класса "Хуан Карлос I" (Juan Carlos I), построенного фирмой "Навантия". Закладка турецкого вертолетоносца состоялась в 2016 году. Согласно изначальным условиям контракта, ВМС Турции должны были получить корабль в 2020 году. Однако на финальных стадиях строительство "Анадолу" претерпело существенные задержки из-за пандемии COVID-19 и решения перепрофилировать авианосец под носитель беспилотных летательных аппаратов (БЛА).
Ранее группа "Джейнс" со ссылкой на Демира сообщала, что УДК "Анадолу" в базовой конфигурации будет принят на вооружение ВМС Турции в начале текущего года. Дальнейшие усовершенствования корабля при этом не планировались.
Полное водоизмещение УДК составит около 28 тыс. тонн, длина - 232 метра, ширина - 38 метров, высота - 58 метров. Экипаж корабля составит 350 человек, еще около 700 человек будут входить в состав авиакрыла, экипажей десантных катеров и бронетехники. Авиакрыло может включать до 20 самолетов и вертолетов. При проведении гуманитарных операций УДК сможет вместить до 5 тыс. человек.
В декабре 2021 года глава турецкого оборонпрома заявил, что позднее, по мере готовности, на УДК будет интегрирован боевой БЛА палубного базирования "Байрактар-TБ3" (Bayraktar TB3). На основании этого эксперты сделали предположение, что при развертывании "Анадолу" на вооружение БЛА на нем базироваться не будут.
О создании палубной версии БЛА "Байрактар" турецкой компанией "Байкар Макина" (Baykar Makina) Демир сообщил в сентябре 2021 года. Тогда же он проинформировал о возможном базировании на "Анадолу" самолетов "Хюрджет" (Hürjet).
Технический директор компании "Байкар Макина" Сельчук Байрактар отметил тогда, что БЛА "Байрактар-ТБ3" будет иметь складывающееся крыло большего размаха, чем "Байрактар-ТБ2", и не потребует оснащения корабля-носителя специальными средствами для его запуска и посадки. Первый полет такого БЛА планировалось провести в 2022 году.
Кроме того, в середине 2021 года "Байкар Макина" объявила о создании первого БЛА типа "верный ведомый" MIUS (Muharip Insansiz Ucak Sistemi - Unmanned Combat Aircraft System), который компания первоначально планировала развернуть именно на УДК "Анадолу". Соответствующие компьютерные эскизы она показала в качестве сопровождения к сообщению о старте разработки опытного образца этого БЛА.