Первая турецкая подлодка типа "Реис" приступила к испытаниям в море

Первая из шести подводных лодок (ПЛ) проекта 214TN "Реис" (Reis), "Пири Реис" (S 330 Pirireis), строящаяся на судостроительном заводе "Гёльджюк Нэйвал Шипъярд" (Golcuk Naval Shipyard) для ВМС Турции, 6 декабря впервые вышла в море для проведения ходовых испытаний.

Об этом сообщил портал "Нэйвал Ньюс" (Naval News), сославшийся на снимки, опубликованные в социальных сетях.

На фотографиях было видно, как головная подводная лодка проекта 214TN направляется в Мраморное море в сопровождении буксира и вертолета S-70B "Сихоук" (Seahawk) и позже в тот же день возвращается на верфь.

По данным онлайн-ресурса, выход в море является завершающим этапом программы испытаний подлодки перед ее передачей заказчику. Однако, как отметило издание, официально подтвержденных данных о начале таких испытаний нет.

По данным информационно-аналитической группы "Джейнс" (Jane?s), в 2008 году для замены устаревших подлодок проекта 209 Турция выбрала субмарину проекта 214 с воздухонезависимой (анаэробной) энергетической установкой (ВНЭУ), разработанного немецкой судостроительной компанией "Ховальдсверке-Дойче Верф" (Howaldtswerke-Deutsche Werft, ныне ThyssenKrupp Marine Systems). В 2009 году Управление оборонной промышленности Турции и судоверфь подписали контракт на сумму около 2,5 млрд евро (в то время он оценивался в 3,96 млрд долларов). Согласно условиям соглашения, сборка ВНЭУ для шести ПЛ класса "Реис", строящихся на стапелях "Гёльджюк Нэйвал Шипъярд", осуществляется на мощностях завода "Ховальдсверке-Дойче Верф".

Во ВНЭУ используется технология топливных элементов, два топливных элемента PEM мощностью 120 кВт и две аккумуляторные батареи большой емкости, позволяющие подводной лодке находиться под водой длительной время без необходимости всплытия для подзарядки. Проект турецких ПЛ имеет обозначение 214TN (TN от "Turkish Navy" - ВМС Турции), поскольку значительная доля бортового оборудования произведена в Турции, в том числе электроника, вооружение и системы командования, управления, связи, вычислительной техники и сбора информации C4I (command, control, communications, computers and intelligence system).

Строительство ПЛ S330 "Пири Реис" началось в 2015 году. В марте 2021 года состоялся ее спуск на воду. Изначально передача подводного крейсера заказчику была запланирована на 2022 год, однако сроки его сдачи были перенесены на 2023 год в связи с задержками, вызванными пандемией коронавируса.

Остальные подлодки проекта 214TN находятся на разных стадиях строительства. Первая серийная ПЛ S331 "Хызыр Реис" (Hizirreis) была заложена в 2017 году и спущена на воду 23 мая 2022 года. Закладка следующих трех подводных лодок - S332 "Мурат Реис" (Muratreis), S333 "Айдын Реис" (Aydinreis) и S334 "Сейди Али Реис" (Seydialireis) - состоялась в 2018, 2019 и 2020 годах соответственно.

Строительство последней - S335 "Сельман Реис" (Selmanreis) - началось 23 мая 2022. Ожидается, что все шесть подлодок будут переданы заказчику к 2027 году.

Сегодня в составе ВМС Турции находятся 12 дизель-электрических ударных ПЛ. По данным "Нэйвал Ньюс", принятие на вооружение еще шести подводных крейсеров класса "Реис" увеличит боевые возможности подводных сил Турции благодаря наличию ВНЭУ. Кроме того, как отметил портал, турецкие корабелы смогут использовать новейшие технологии и опыт, полученный в ходе работы над проектом 214TN, при строительстве перспективной субмарины в рамках программы "Национальная подводная лодка" (National Submarine / MILDEN), которая в настоящее время находится на стадии проектирования и, как ожидается, будет изготовлена в 2030-х годах.

Водоизмещение подводных лодок класса "Реис" составляет 1850 тонн, длина - 68,35 метра, внешний диаметр - 6,3 метра. Экипаж насчитывает 40 человек.

Согласно порталу "Нэйви Рекогнишн" (Navy Recognition), в зависимости от крейсерской скорости подлодки могут оставаться под водой в среднем 17 дней: 13 дней с использованием ВНЭУ и четыре дня на аккумуляторах.

Вооружение ПЛ составляют тяжелые торпеды MK48 Mod 6AT и DM2A4, противокорабельные ракеты подводного базирования "Гарпун" (Sub-Harpoon) и мины. Ожидается, что следующие подводные лодки проекта будут нести турецкие тяжелые торпеды "Акья" (Akya) и противокорабельные ракеты "Атмака" (Atmaca).

Субмарины проекта 214TN предназначены для выполнения задач как в прибрежных водах, так и в дальней морской зоне. Благодаря увеличенной глубине погружения, модульному оружию и датчикам они могут применяться для уничтожения кораблей и ПЛ противника, ведения разведки и участия в специальных операциях.