Анкара не намерена в полном объеме реализовывать закупку американских истребителей F-16 версии "блок-70/72" (Block 70/72), одобренную ранее Вашингтоном на общую сумму около 23 млрд долларов.
Вместо этого, как сообщило агентство Блумберг (Bloomberg), власти республики могут переключиться на приобретение самолетов европейского консорциума "Еврофайтер" (Eurofighter).
Всего Турция запрашивала у США 40 истребителей F-16 "блок-70/72" и 79 комплектов оборудования для модернизации более старых версий этого самолета до самого современного стандарта. Всего в распоряжении Военно-воздушных сил (ВВС) республики находятся 270 истребителей F-16C/D.
Кроме того, Анкара собиралась приобрести крупную партию новых вооружений для F-16. Теперь же, по свидетельству Блумберг, запланировано урезать количество закупаемых комплектов модернизации и оружия.
Получения разрешения на закупку американских самолетов Турция добивалась в течение нескольких лет. Согласно агентству, в настоящее время страна ведет переговоры с целью заключить офсетное соглашение, которое позволило бы ей не приобретать всю запрошенную технику и оборудование, компенсировав это производством некоторых компонентов для истребителей на своей территории.
Причиной тому, как заявили Блумберг источники, знакомые с ситуацией, стало урезание соответствующих статей бюджета. По их словам, Анкара в данный момент пытается высвободить несколько миллиардов евро, которые планирует вложить в развитие собственной авиационной промышленности.
Одновременно с этим, по утверждению Блумберг, внимание Анкары постепенно смещается с F-16 на европейские истребители "Тайфун" (Typhoon). О намерении закупить такие самолеты турецкое руководство впервые объявило в ноябре 2023 года.
Однако на пути к осуществлению этой закупки страна также встретила препятствия - на этот раз со стороны Германии, участвующей в консорциуме "Еврофайтер". Основные доводы для Берлина, не желающего одобрить сделку с Анкарой, - это ее тесные взаимоотношения с Москвой, критика в отношении Израиля и военная операция против курдов на территории Сирии.
На преодоление этих разногласий, мешающих заключению контракта по "Еврофайтерам", как утверждает агентство, в данный момент и направлена политика турецких властей. Президент республики Реджеп Тайип Эрдоган на прошедшем саммите НАТО в Вашингтоне призвал Берлин снять запрет на продажу стране самолетов "Еврофайтер" и заявил, что планировал обсудить эти и другие вопросы с канцлером Германии Олафом Шольцем.
Ранее страна также запрашивала у Берлина силовые установки для оснащения своих надводных кораблей и турбины компании "Сименс" (Siemens). Последние необходимы ей в строительстве первой атомной электростанции "Аккую" (Akkuyu), которое ведется совместно с Росатомом.
Помимо прочего, приобретение европейских истребителей, по мнению Блумберг, может помочь Турции получить знания и технологии, которые могут быть в дальнейшем использованы для развития собственной истребительной авиации, в том числе создаваемого Анкарой самолета пятого поколения "Каан" (KAAN). Онлайн-газета "Юрэйжан Таймс" (The EurAsian Times) отметила, что интерес Анкары к закупке 40 истребителей у Европы, насчет чего она уже провела переговоры с Испанией и Великобританией, - это своеобразный ответ на приобретение Грецией французских самолетов "Рафаль" (Rafale) и намерение обзавестись американскими F-35.