Анкара предложила Мадриду свои самолеты "Хюрджет" на замену испанским УТС F-5

Испания, чьи Военно-воздушные силы (ВВС) через несколько лет рискуют остаться без авиационной техники для подготовки истребительных экипажей, может стать первым экспортным заказчиком турецких учебно-тренировочных самолетов (УТС) "Хюрджет" (Hürjet).

Об этом сообщил портал "Инфодефенса" (Infodefensa.com).

По его сведениям, переговоры насчет предложения Анкары в адрес Мадрида уже находятся "на достаточно продвинутом этапе". Более того, 28 июля один из опытных образцов "Хюрджета" прибыл на авиабазу в Торрехоне близ Мадрида с тем, чтобы испанская сторона могла впервые оценить качества этого самолета непосредственно.

Как указали в "Инфодефенса", делегация испанских ВВС также планирует через несколько недель совершить визит на производственные объекты турецкого авиастроителя "Тёркиш Аэроспейс Индастриз" (Turkish Aerospace Industries, TAI), разработавшего и производящего "Хюрджет".

Турецкие профильные СМИ уточнили, что предметом настоящих переговоров является бартерный обмен 24 УТС "Хюрджет" турецкого производства на шесть тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) A400M (Atlas), которые выпускает испанский завод "Эрбас Дифенс энд Спейс" (Airbus Defence and Space) в Севилье.

Речь идет о десяти A400M из общего количества в 27 ВТС, изначально заказанных для испанских ВВС. 14 из них уже включены в состав 31-го крыла военно-транспортной авиации в Сарагосе, а в прошлом году руководство Минобороны королевства решило добавить к ним еще три. Указано, что Анкара давно предпринимает попытки пополнить свой парк "Атласов", однако до сих пор безуспешно по причине нехватки средств на эти цели.

Испания же на протяжении уже некоторого времени ищет замену своим устаревшим УТС продвинутой летной подготовки F-5M. Самолеты составляют 23-е крыло учебной авиации королевских ВВС. Они базируются в Талавера-ла-Реаль (пров. Бадахос) и находятся на службе уже более полувека. Отказаться от их дальнейшего применения планируется приблизительно в 2030 году.

В начале 2000-х годов израильская "Израэл Аэроспейс Индастриз" (Israel Aerospace Industries, IAI) модернизировала весь парк испанских F-5M. В сентябре прошлого года Мадрид заключил новый контракт на модернизацию 19 еще рабочих F-5M с IAI через ее дочернее испанское предприятие "Силон Авиасьон" (Silon Aviacion).

Максимальная стоимость работ оценена в 40 млн евро, однако по факту может оказаться меньше. В рамках них подрядчику до ноября 2026 года предстоит провести ремонт и актуализировать программное обеспечение и бортовое оборудование всех этих самолетов, которое не обновлялось 20 лет.

"Хюрджет", в свою очередь, создавался в течение семи лет как средство для подготовки летчиков истребителей пятого поколения и лишь в апреле прошлого года совершил первый полет. Он может использоваться и как УТС, и как легкий боевой самолет (ЛБС).

Длина турецкого УТС составляет 13,4 метра, высота - 4,2 метра, размах крыла - 9,5 метра. Максимальная рабочая высота полета "Хюрджета" - 13716 метров, масса полезной нагрузки - 2721 кг, максимальная скорость полета - 1,4 числа Маха, а дальность - 2222 км.

В варианте ЛБС в качестве вооружений "Хюрджет" способен нести управляемые бомбы, ракеты с лазерным наведением и 20-мм авиационную пушку. При этом сертификация самолета завершится лишь в конце 2025 года, после чего TAI намерена выпускать по 24 УТС ежегодно.

Турецкие "Хюрджеты" не первый кандидат, рассматриваемый Мадридом на замену F-5M. В 2019 году, как напомнили в "Инфодефенса", Испания вела переговоры об обмене ВТС A400M на учебно-тренировочные T-50 южнокорейской "Кориа Аэроспейс Индастриз" (Korea Aerospace Industries, KAI). К соглашению, однако, стороны не пришли.

Другие потенциальные варианты - T-7 американской "Боинг" (Boeing) и M-346 итальянской "Леонардо" (Leonardo). В 2020 году "Эрбас" предложила разработать для Испании собственный УТС продвинутой летной подготовки, так называемый AFJT (Airbus Future Jet Trainer).

Тем не менее инициатива в конце концов была свернута за нехваткой финансирования со стороны заказчика и, как следствие, угасший интерес со стороны французских и немецких акционеров "Эрбас".

Оставив проект AFJT, европейский авиаконцерн в прошлом году заключил соглашение с "Леонардо" с целью объединить усилия в поиске потенциальных заказчиков ее самолета M-346, который не так давно был модернизирован.

По замечанию "Инфодефенса", четыре года назад центр оборонных исследований при испанской Академии ВВС в Сан-Хавьере (пров. Мурсия) проанализировал различные варианты УТС, в том числе российский Як-130, изначально создававшийся параллельно с M-346. Авторы доклада заключили, что M-346 - наилучший кандидат для замены F-5M из всех имеющихся на рынке.