Самый сложный продукт для производства в мире — это двигатели большой мощности.
Под двигателями большой мощности подразумеваются двигатели реактивных и пассажирских самолетов, а также те, которые приводят в действие наземные, морские и воздушные транспортные средства мощностью не менее 1 тыс. лошадиных сил. Если говорить точнее, мощность двигателей F-16, Boeing 737 или Howitzer равна 1 тыс. лошадиных сил.
Считается, что производство авиационного двигателя сложнее, чем разработка атомной бомбы настолько, что, когда Великобритания, Германия, Франция и Испания объединились, чтобы создать двигатель для самолета Tornado, они, вероятно, не ожидали, что это займет 17 лет.
Сегодня только США, Великобритания, Россия и Франция могут производить реактивный двигатель. Кроме того, у Германии и Японии есть производственные мощности и потенциал. Однако Китай и Индия, оба претендующие на звание сверхдержавы, пока не в состоянии производить реактивные двигатели. Китай пытался сделать это при поддержке России и Украины, в то время как Индия потерпела неудачу и сдалась.
Турция неустанно работает над производством сложных и современных двигателей. Итак, чего же добилась турецкая оборонная промышленность в производстве двигателей?
Турецкая оборонная промышленность в настоящее время произвела ряд двигателей, в то время как другие проходят испытания или находятся в стадии разработки. Давайте рассмотрим некоторые из них.
TUNA (400 л. с.), производимый BMC Power, используется в бронированных машинах той же компании, таких как Vuran и Kirpi.
PD170, выпускаемый TEI, дочерней компанией Turkish Aerospace Industries (TAI), приводит в действие беспилотники Anka, Aksungur и Bayraktar TB3. Разработка данного двигателя полностью положила конец зависимости турецких БПЛА от иностранных двигателей.
PG50: созданный TEI, используется в БПЛА Kargı.
KTJ3200: производимый KALE ARGE, частной компанией, применяется в ракетах Atmaca и SOM с дальностью полета 280 километров (170 миль).
KTJ1750, также производится KALE ARGE, приводит в действие управляемую ракету Çakır с дальностью полета 150 километров.
KTJ3700, на базе которого недавно был проведен первый испытательный запуск ракеты KARA ATMACA, также выпускается KALE ARGE. По имеющимся данным, Пакистан заинтересован в этом двигателе.
TS1400, производимый TEI, в настоящее время проходит испытания на вертолете Gökbey. Ожидается, что двигатель получит необходимые сертификаты и поступит на вооружение в течение нескольких лет. Более того, тот же двигатель будет установлен на вертолете Atak.
Двигатели в стадии разработки или тестирования:
UTKU (1000 л.с.), двигатель, разработанный BMC Power, будет использоваться в легких бронированных машинах нового поколения и гаубице Fırtına.
BATU (1500 л.с.) разрабатывается BMC Power. Altay, первый турецкий национальный танк, будет использовать его. Испытания двигателя продолжаются. Турция планировала оснастить отечественный танк двигателем и трансмиссией, произведенными немецкой компанией MTU. Однако производство было отложено из-за немецкого эмбарго на продажу двигателей. В качестве временного решения производитель BMC закупил двигатель и трансмиссию у Южной Кореи. С 2026 года Altay будет оснащён BATU.
PD222, разработан TEI и будет использоваться в беспилотных летательных аппаратах Anka, Aksungur и Bayraktar TB3.
AZRA (600 л. с.) будет использоваться в танковых транспортных средствах, грузовых и транспортных средствах для перевозки личного состава.
LEVEND (600 л. с.): двигатель, созданный BMC Power, будет применяться в беспилотном военно-морском аппарате Marlın.
Ожидается, что все вышеперечисленные двигатели будут произведены в течение 10 лет, что положит конец зависимости Турции от иностранных поставщиков и принесет доход. Однако будущее полно сюрпризов, которые могут помешать производству. Турции нужно больше времени, чтобы понять, возобладают ли ее упрямство или препятствия в процессе производства двигателей.