Британская корпорация "БАе Системз" (BAE Systems), представившая на турецкой оборонной выставке SAHA 2024 бортовую радиолокационную станцию (БРЛС) ECRS для истребителя "Тайфун" (Eurofighter Typhoon), заявила о своей готовности оборудовать такими системами самолеты, которые приобретет Анкара.
Как сообщил портал "Арми Рекогнишн" (Army Recognition), турецкая сторона уже проявила интерес к этой инициативе.
ECRS (European Common Radar System) представляет собой радар с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), специально предназначенный для улучшения возможностей "Еврофайтера" обнаруживать, сопровождать цели и ставить радиопомехи. Наличие АФАР обеспечивает более точное направление радиолокационных лучей, что увеличивает дальность обнаружения и повышает эффективность применения средств поражения.
До появления первого такого радара (Mk0), разработанного британским отделением итальянского холдинга "Леонардо" в рамках консорциума "Еврорейдар" (EuroRadar), истребители "Еврофайтер" оснащались БРЛС с механическим сканированием "Каптор-М" (Captor M). ECRS Mk0 позволила самолету одновременно сопровождать несколько воздушных целей и повысила уровень ситуационной осведомленности экипажа во время выполнения полетного задания.
В настоящее время "Леонардо" совместно с британским Министерством обороны работает над версией Mk2 радара ECRS с улучшенным аппаратными и программными характеристиками. Это должно повысить возможности целеуказания, радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и противодействия истребителя как во время воздушного боя, так и при нанесении ударов по наземным объектам.
Согласно порталу "Инфодефенса" (Infodefensa.com), Турция рассматривает самолеты "Еврофайтер" в качестве промежуточной замены устаревшим истребителям F-16, которые страна может начать списывать в начале 2030-х годов, до поступления на вооружение самолета "Каан" (Kaan) национальной разработки. После того как Германия сняла вето с продажи "Тайфунов" Анкаре, переговоры на этот счет ускорились.
И хотя, по некоторым данным, 40 "Еврофайтеров" могут обойтись Анкаре в 8, а то и 10 млрд евро, закупка таких самолетов, как считают в "Инфодефенса", позволит Турции приобрести новые технологические знания и опыт, которые будут ей полезны при доработке собственного истребителя пятого поколения. При этом неофициально говорят и о том, что некоторые из этих 40 самолетов будут в подержанном состоянии.
Кроме того, по свидетельству портала, ряд экспертов указывает на потенциальную возможность открытия на территории Турции цеха по окончательной сборке "Тайфунов", закупаемых в интересах Военно-воздушных сил (ВВС) страны. Однако на это также требуется согласие стран - участниц консорциума "Еврофайтер": Великобритании, Италии, Испании и Германии.
Пока неизвестно, какой именно версией ECRS "БАе Системз" хотела бы оснастить турецкие "Еврофайтеры", если сделка по их продаже Анкаре все же состоится.
О поставке "БАе Системз" для испытаний первого опытного образца БРЛС версии Mk2 "Леонардо" сообщила в апреле прошлого года. Первоначально радар предназначался для оборудования лишь британских "Тайфунов".
Первые летные испытания ECRS Mk2 на борту летающей лаборатории "Тайфун-ZK355/BS116" ВВС Соединенного Королевства состоялись 27 сентября этого года на производственной площадке "БАе Системз" в Уортоне. Его наземные испытания завершились в июле. В пресс-релизе по этому случаю указывалось, что благодаря имеющимся у него возможностям РЭБ новейший радар позволит "Еврофайтеру" противодействовать вражеским системам ПВО.