Утрачивает ли Турция влияние на Ближнем Востоке?

| Джумали Онал

В последние месяцы Турция уже не пользуется столь же высокой популярностью, какой она могла похвастаться в 2008 году на фоне израильской агрессии в секторе Газа. Тогда, после знаменитого демарша Эрдогана, известного по словам «one minute», популярность Турции на Ближнем Востоке достигла своего пика.

Но затем Турция оказалась неподготовленной к «Арабской весне», начавшейся в конце 2010 года в Тунисе, а теперь завязла в сирийском кризисе. В итоге Египет, осуществляющий сейчас стратегические дипломатические шаги под руководством Мухаммеда Мурси, затмил Турцию на Ближнем Востоке.

Критика, высказанная Мурси в адрес Сирии и Ирана на конференции Движения неприсоединения в Тегеране, его попытки вернуть Египту роль регионального лидера и шаги египетского президента, направленные на восстановление адекватных отношений с Израилем и США, привлекли к Египту внимание мировой общественности.

С другой стороны, похоже, что Турция заморозила свои отношения с регионом, за исключением разве что сирийской проблемы.

Натянутость в отношениях с Ираном и Ираком, идеологическими союзниками Сирии, невыполнение Израилем требований Турции, амбиции Саудовской Аравии, Катара и других ведущих региональных акторов в Сирии — всё это сузило сферу влияния Турции. В связи с тем что Мухаммед Мурси, член движения «Братья мусульмане», которое Партия справедливости и развития (ПСР) поддерживала на выборах, не стал развивать стратегические отношения с Турцией, в последнее время высказываются мнения о том, что Анкаре стоит пересмотреть свою ближневосточную политику.

Существуют три причины неспособности Турции создать сферу влияния в регионе:

Во-первых, заявления, сделанные министром иностранных дел Ахметом Давутоглу во время ливийского и сирийского кризисов в ключе «мы хорошо знаем все племена и группировки и находимся в хороших отношениях с ними со всеми» оказались голословными. В результате некоторые наблюдатели сочли Турцию недостаточно осведомлённой о динамике региональных процессов.

Во-вторых, по Ближнему Востоку до сих пор бродит призрак османского засилья. Идея нео-османизма, которая ассоциируется с заявлениями и ремарками Давутоглу, часто становится предметом дискуссий в регионе и является причиной осторожного подхода к отношениям с Турцией.

В-третьих, Турция, на самом деле, плохо представлена в регионе. Она располагает достаточно малым числом дипломатов в своих миссиях в арабских странах, причём большинство из них не говорит по-арабски. Дипломатические миссии, чья задача по идее состоит в том, чтобы быть глазами и ушами Турции в регионе, оказываются неспособны уловить происходящие изменения и расстановку сил в этих странах. В то же время даже азербайджанские дипломаты в Каире достаточно свободно изъясняются по-арабски.

Возможно, стоит отметить здесь и недавние террористические акты, совершённые Рабочей партией Курдистана (РПК) в разных регионах Турции. Эти теракты заставили турецкие власти сконцентрироваться на внутренних проблемах.

Аналитики сходятся в том, что Ближний Восток переживает период изменений. Не оспаривается также и то, что наиболее сильное в плане развитости экономики, армии и демократических институтов государство региона должно принять эти изменения во внимание и соответствующим образом подкорректировать свою политику в сфере национальной безопасности.

Для того чтобы сохранить и усилить свои позиции в регионе, государству нужно обладать грубой силой. До настоящего времени Турция пыталась приобрести влияние в регионе действуя мягко, что ей в какой-то степени удавалось. Однако становится очевидно, что эта политика более не будет работать. По многим причинам Турции необходимо провести радикальные изменения. Но важнейшая из них — Иран. Нужно заметить, что если Иран действительно разрабатывает ядерное или химическое оружие, он делает это не из-за США или Израиля. Он создаёт это оружие против Турции и других стран региона. Опираясь на это оружие как на сдерживающий фактор, он попытается угрожать своим соседям и другим странам региона.

Нет сомнений в том, что остальные страны после свержения своих диктаторов также будут выступать против Израиля и США, пытаясь при этом заполучить ядерные или наиболее мощные неядерные вооружения.

Некоторые государства региона уже чётко выразили свою позицию по этому вопросу. Сильная, влиятельная Турция служит лучшим гарантом мира на Ближнем Востоке.