Не так ли, товарищ?

| Энгин Ардыч

Автор газеты Sabah Энгин Ардыч, известный своим язвительным языком, в своей авторской колонке высказался по поводу страха кемалистов перед языками и раскритиковал недальновидность некоторых политических деятелей.

Кемалисты ненавидят все, что связано с арабской культурой так же, как и отголоски османского прошлого. Народ на протяжении столетий уважал и любил арабскую культуру, арабов, но в последствии был от них отвращен, так как «они предали империю и нанесли удар в спину». Эта холодность, даже отвращение было навязано нашему народу бюрократией. В сущности, между турецким и арабским народом  (народами) нет никаких разногласий и проблем.

Сообщение о том, что в школах будет введен арабский язык как дисциплина по выбору, привело кемалистов в возмущение. Похожая ситуация сложилась  после заявления Хильми Явуза о том, что «в лицеях должны быть введены уроки османского языка для того, чтобы учащиеся могли хотя бы прочитать и понять «Речь» Ататюрка в оригинале. Тогда кемалисты тоже подняли бурю возмущения. Это те, кто считает, что если призыв на молитву будет произноситься на турецком языке, то народ станет просвещеннее.  (Призыв на молитву на турецком языке был отменен после выборов в 1950-м году. Интересно, кто привел к власти Демократическую Партию? Те, кто на протяжении 18 лет слышал призыв на молитву по-турецки, или, может быть, инопланетяне?)

Это те, кто не хочет видеть у нас в стране арабских туристов, потому что они носят паранджу и кажутся «нечистыми». (Однако, за деньги готовы и не обращать на все это внимание). На самом деле, в программе неудачливых организаторов переворота был также пункт «разрыв всякого рода отношений с арабскими странами»…Они были готовы потратить миллиарды долларов, лишь бы на улицах не появлялись «нечистые» люди. ( Было бы также хорошо, если бы турки без галстука не приближались к главным улицам города).

Это те, кто годами запрещал нам изучать русский язык, потому что «на нем разговаривают коммунисты». (Значит,  великие русские писатели XIX в., такие как Гоголь, Достоевский, Толстой, Тургенев, Чехов, видимо, писали свои произведения на другом языке!) Это те, кто запрещал китайский, чешский, болгарский, сербский, румынский и польский языки. Они запрещали не только русский язык, но и кириллицу как таковую. Я помню, как примерно в 1967-м году в Синематеке показывали фильм советского производства 1934 года, этакую пропаганду кемализма «в лоб» под названием «Сердце Турции – Анкара».

Когда коммунистический строй пал, они были поражены, и на этот раз начали беспрестанные поиски кадров, владеющих русским языком. (Интересно, а разве раньше для работы в разведке не нужны были знающие русский язык? В таком случае вы стали бы зависеть от болгарских иммигрантов?)

Сейчас Атаол Бехрамоглу – кемалист, в 60-ые годы не побоявшийся многочисленных опасностей и изучивший в пылу «левого уклона» русский язык, выступает против изучения арабского.

Он заявляет: «Арабский не является языком современной науки, культуры, технологий». По мнению Бехрамоглу, он не пригодится школьникам и студентам в их будущей деятельности. (Да, а совершивший революцию в сфере электронных технологий Стив Джобс в сущности говорил по-русски, и наверняка его по-настоящему звали Степан Рабочий!).

Арабский – прекрасный язык для торговли.

И нам непременно понадобятся ребята со свободным знанием арабского. На вес золота также ценятся молодые специалисты, владеющие японским, китайским языками. Так было и будет.

Как мы недавно узнали, кемалисты беспокоятся, что в скором времени «ребенок, придя вечером домой, скажет маме «Салам Алейкум!». (Ей-богу, если предоставить ребенка самому себе, то он, не приведи  Господь, еще и совершит молитву).

Таким образом, они сами себе отвечают на вопрос, почему в этой стране им никогда не удастся победить на свободных выборах!

Не так ли, товарищ?