После ухода ЦРУ из Сирии Турции потребуется новый план

| Фехим Таштекин

Недавнее решение президента США Дональда Трампа свернуть программу ЦРУ по обучению и оснащению сирийских оппозиционных боевиков создало множество потенциальных сценариев начала конца планов Анкары на севере Сирии, в том числе и расширение территории Турции до Идлиба.

Несмотря на то, что Соединенные Штаты уделяли больше внимания южному сирийскому фронту и отношениям со своими курдскими союзниками, совместные операции ЦРУ с союзными разведывательными службами, осуществляемые с турецкой базы во многих отношениях были довольно важны. Программа наделяла ЦРУ большими полномочиями в обучении и оснащении отдельных бойцов оппозиции, а также в распределении оружия и оборудования, закупаемых на деньги стран Персидского залива.

Вашингтон объявил о своём решении на прошлой неделе. Однако в интервью газете Washington Post, официальные лица США, пожелавшие остаться неизвестными, рассказали, что Трамп принял решение свернуть программу после обсуждения с директором ЦРУ Майком Помпео и советником по национальной безопасности Гербертом Макмастером накануне встречи с российским президентом Владимиром Путиным, которая состоялась 7 июля в Гамбурге.

Соединенные Штаты и Россия завершили переговоры по зонам деэскалации на юге Сирии недалеко от Иордании, и соглашение вступило в силу после саммита в Гамбурге. Договорённость свидетельствует о том, что ЦРУ и Пентагон отказались от своих операций против президента Сирии Башара аль- Асада. Совместные оперативные центры в Антакье и Газиантепе в Турции, которые полностью дублируют иорданские центры, сыграли довольно важную роль во многих событиях на севере Сирии, особенно при захвате Идлиба в марте 2015 года. Именно эти центры позволили ЦРУ координировать операции в Сирии.

Прекращение программы ЦРУ может запустить новый процесс.

Салафиты, умеренные исламистские группы, ведущие борьбу с вооруженной группировкой «Хаят Тахрир аш-Шам», связанной с «Аль-Каидой», которая теперь контролирует большую часть Идлиба, могут понести ещё большие потери.

После того, как бойцы «Аль-Каиды» укрепили свои позиции в Идлибе, в совместных оперативных центрах должностные лица США, Турции и Саудовской Аравии предприняли некоторые шаги по улучшению ситуации. В сентябре союзники объединили под знаменем Свободной армии Идлиба три группировки: аль-Фиркат аль-Шимали, Шукур аль-Джабель (отряд горных ястребов) и Фирка 13 (13-я дивизия), которые они уже снабжали тяжёлыми противотанковыми ракетными комплексами TOW. Но эта новая «армия» не могла сравниться с более сильной исламистской организацией. В феврале разведывательные службы США, Саудовской Аравии и Турции созвали лидеров местных групп, заявив, что, если они не смогут сформировать совместный рабочий фронт, оперативный центр прекратит оказание помощи, в которую входили оплата бойцам, лёгкое вооружение, боеприпасы и противотанковые ракеты. В свете выдвинутого ультиматума, 17 организаций заявили о создании Северного фронта.

Параллельно, с целью расширения операции «Щит Евфрата» до Идлиба, Турция провела серию встреч в Анкаре с лидерами сирийских ополченцев для создания армий под названием «Джаиш аль-Ватан» и «Джаиш аль-Тахрир». Однако эти усилия не имели успеха. Сокращение помощи группам сделает их ещё менее значительными.

Что касается группировок, поддерживаемых Западом и странами Персидского залива, то они были вынуждены присоединиться к мирным переговорам в столице Казахстана - Астане. В настоящее время «Хаят Тахрир аш-Шам» практически полностью контролирует всю территорию Идлиба. 18 июля начались столкновения между членами «Ахрар-аш-Шам» и «Хаят Тахрир аш-Шам». На следующий день 19 июля боевики «Хаят Тахрир аш-Шам» отбили у «Ахрар-аш-Шам» три города, а днём позже ещё четыре, хотя разгневанные граждане в одном из городов - Саракибе - отстояли свои позиции. Спустя всего три дня «Хаят Тахрир аш-Шам» захватила большую часть Идлиба.

Турции пришлось отправить на помощь 150 боевиков, «позаимствованных» у «Ахрар-аш-Шам» назад в Идлиб.

Поддержка Турцией групп, действующих на севере, зависела главным образом от финансирования из стран Персидского залива, на которое может повлиять выход ЦРУ. Безусловно, катарский кризис в определённой степени скажется и на северном сирийском фронте. Ожидается, что Саудовская Аравия, недовольная поддержкой Анкары Катара, больше не будет сотрудничать с Турцией на севере Сирии. Не следует забывать, что победы в Алеппо и Идлибе в 2015 году стали возможными в основном благодаря щедрому финансированию со стороны саудовцев.

Катар, под гнётом санкций, введённых его соседями, естественно, откажется от поддержки сирийских групп на севере.

Те, кто критикует решение Трампа, считают, что в отсутствие ЦРУ, Турция и страны Персидского залива могут начать снабжать радикальные группировки современным зенитным оружием, в частности переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК). При ЦРУ страны, поддерживающие местные группы, приобретали своего рода неприкосновенность. Теперь, когда не будет ЦРУ, этим странам придётся подумать дважды прежде, чем предложить свою помощь неправительственным вооруженным группам.

Выход ЦРУ может также повлиять и на планы Анкары относительно Идлиба. Турция полагалась на «Ахрар-аш-Шам», надеясь положить конец доминированию «Хаят Тахрир аш-Шам», но надежды Анкары не оправдались.

Все эти события могут привести к прямым столкновениям между Турцией и «Хаят Тахрир аш-Шам», что означало бы очередной переворот и насилие на севере Сирии.

Аl-monitor