С самого начала было понятно, что между конвоем, собиравшимся доставить гуманитарную помощь в Сектор Газа, и Израилем произойдёт конфликт, потому что Израиль несколько дней подряд говорил о том, что он воспрепятствует его проходу; в ответ на это Международная организация помощи под руководством благотворительного фонда IHH заявляла, что намерена доставить гуманитарную помощь с кораблей, идущих в сектор Газа, представителям сектора.
Таковы были намерения, и, судя по решимости обеих сторон, было ясно, что между ними произойдёт конфликт. А вот о сути конфликта догадаться заранее было невозможно. Как должен был бы поступить Израиль в этом конфликте? Постараться остановить корабли без военного вмешательства или же прибегнуть к нему? Сложный вопрос для ответа заранее.
Израиль прибегнул к первому способу, что привело к ужасной трагедии. Нарушив соглашение о международном морском праве, он в 4:30 утра в открытом море организовал операцию против корабля «Mavi Marmara», находившегося в 77 морских милях от территориальных вод государства, включая высадку с вертолета на борт десантно-диверсионной группы. В результате погибли, по меньшей мере, десять человек, десятки ранены. Кроме того, этот и другие корабли были насильно переправлены в порт Ашдод. Другими словами, Израиль данной операцией наглядно и самодовольно продемонстрировал в открытом море пример не виданного до сей поры разбоя, насилия, пиратства, что возмутило весь мир.
Как я сказал в самом начале, этот был инцидент, который прямо-таки напрашивался, которого следовало ожидать. Однако, несмотря на эти и другие знаки, мы полагаем, что последний отвратительный инцидент следует рассматривать как инцидент, последствия которого и пути их предотвращения не были заранее продуманы, не было плана, который можно было бы применить в жизнь в случае, если всё это произойдёт. К примеру, за кораблями, доставлявшими помощь, должны были следить с воздуха. Если бы что-то случилось, об этом тут же должны были доложить, инцидент должен был быть зафиксирован с воздуха на камеру. Заранее о военной операции должны были предупредить и Израиль, четко проинформировать о тяжелых последствиях, к которым она могла привести. Если бы всё это было сделано, ситуация сложилась бы совсем по-другому; Турция могла бы сказать: «Я предупредила Израиль заранее, но он не послушал». О возможной военной операции Израиля необходимо было заранее предупредить и другие страны, прежде всего, Америку. Как жаль, что это не было сделано.
Но вернёмся к сегодняшнему дню. Сегодня мы продолжаем обсуждать этот отвратительный случай, продолжаем думать, как же нам отреагировать на действия Израиля, что нам делать, какой путь выбрать. Мы справедливо созвали экстренное совещание Совбеза ООН, отменили запланированные с Израилем три учения, короче говоря, предпочли решать проблему дипломатическим путём.
Дипломатическая реакция является обязательным пунктом; в сегодняшних условиях другого выбора, кажется, нет. Мы можем продолжать идти по этому пути, пытаясь создать при ООН и тут же привести в действие независимую комиссию по расследованию инцидента. К тому же, в подобных случаях такие комиссии создаются. Вспомним, например, комиссии, расследующие покушения на покойного ливанского премьера Рафика Харири, скончавшегося лидера Пакистанской народной партии Беназиры Бхутто. Думаем,
Турция должна незамедлительно обратиться с подобной просьбой, пока имеются свежие аргументы.
С другой стороны, с дипломатической точки зрения другие международные организации, несомненно, тоже должны быть подключены к делу. Необходимо незамедлительно доложить об инциденте и его серьёзности ЕС и Организации Исламская конференция, необходима их реакция. Всё это и многое другое, вероятно, делается. С этой точки зрения, дипломатический метод решения, по-видимому, используют сполна.
Однако, хотя всё это и будет проведено в жизнь, жалобы в сторону Израиля не прекратятся. Сколько будут выслушиваться эти жалобы, насколько будут приняты во внимание, — сказать сложно. Другие годами жалуются на Израиль, но результатов никаких.
Я думаю так: «Говорить это больно и грустно, но сказать надо: давайте будем знать, кто есть кто, и действовать согласно этому знанию, давайте искать новые пути».
Краткий и предварительный анализ израильского пиратства, на наш взгляд, таков…