Является ли Турция новым геостратегическим центром притяжения?

| The Hill

Соединенные Штаты и Китай являются двумя крупнейшими мировыми экономиками. США и Россия — единственные две глобальные ядерные сверхдержавы.

Тем не менее, Турция, из-за географического положения и хет-трика президента России Владимира Путина, в настоящее время может быть более влиятельной, чем все три страны.

Но Турция должна согласиться на вступление Финляндии и Швеции в НАТО, как того требует положение о единогласии The North Atlantic Treaty. До сих пор Турция выдвигала решительные возражения против обеих сторон на основании предполагаемой поддержки или признания РПК, которую Турция объявила террористической организацией.

Конвенция Монтрё 1936 г. ограничивает доступ в Черное море неприбрежных военных кораблей (то есть военных кораблей, не принадлежащих государствам, граничащим с морем) продолжительностью, тоннажем и вооружением. Если гуманитарный морской транспорт через Дарданеллы собирается для перевозки жизненно необходимых сельскохозяйственных продуктов в Одессу для глобального распределения и требует военно-морского сопровождения, единственным правоприменителем является Турция, которая может разрешить или запретить транзит военных кораблей.

В то время как президент Турции Эрдоган дерзок, неспособность согласиться с новыми членами нанесет сокрушительный удар по НАТО, более серьезный, чем выход Франции (https://www.history.com/news/france-nato-withdrawal-charles-de-gaulle) из военной части альянса в 1966 году при Шарле де Голле [Это был первый крупный кризис, с которым столкнулось НАТО]. Путин прекрасно понимает эту ситуацию. Несомненно, он сделает все возможное, чтобы убедить Эрдогана отказать во вступлении.

Что касается какой-либо формы морского транспорта, чтобы переправить пшеницу и другие сельскохозяйственные продукты из Одессы, препятствия огромны. Россия согласилась бы только на услугу за услугу, например, на отмену санкций. Подступы к Одессе заминированы. Украине придется согласиться на прокладку безопасного пути в порт и из порта. И резолюция ООН обязательно будет исходить от Генассамблеи, поскольку Россия наложит вето на любое предложение в Совбезе. <...>

Если позиция Турции ужесточится в отношении принятия Финляндии и Швеции или разрешения входа военных кораблей НАТО или третьих сторон в Черное море, хороших вариантов будет немного. Можно ли растянуть сопротивление, в отличие от голосования против, по расширению НАТО, чтобы голосование 29-0 было достаточным в качестве единогласного? Возможно, нет. И Турции все равно придется одобрить изменения договора.

Конвенция Монтрё — исторический артефакт, срок годности которого давно истек. Интересно, что из четырех первоначальных подписантов конвенции, включая Турцию, Болгарию и Румынию, СССР больше не существует. А новых государств Грузии и Украины тогда еще не существовало. Но конвенция остается в силе. Изменение этого очень маловероятно, поскольку Турция играет главенствующую роль, учитывая географию, когда Босфор и Дарданеллы разделяют страну. <...>

В значительной степени дипломатия и обмен сообщениями США и НАТО будут иметь жизненно важное значение для дальнейшего воздействия на Россию. <...>

Еще один важный вывод, который, скорее всего, будет отвергнут. Мир остается взаимозависимым, взаимосвязанным и, следовательно, чрезвычайно уязвимым перед лицом новых конфликтов, <...> а сплоченность НАТО потенциально находится под угрозой.

Оригинал