На прошлой неделе в повестке внешней политики Турции значились три крупных события. В течение одной недели турецкие власти приняли визит президента России Дмитрия Медведева, нанесли официальный визит в Грецию и подписали историческое ядерное соглашение с Бразилией и Ираном.
Все это указывает на растущую уверенность и эффективность Турции в вопросах внешней политики. Но также указывают на трудности, с которыми столкнется Турецкая Республика, становясь более видным игроком на региональной и международной аренах.
Все три события составляют важную часть новой внешней политики Турции. В случае с Грецией — Турция улучшает двусторонние отношения с соседями. С Россией — усиливает свои позиции в региональных вопросах. А подписав соглашение с Ираном и Бразилией, Турция показывает, что становится важным игроком на мировой арене.
Тем, кто в региональных и международных вопросах отводит Турции роль незначительную, стоит переосмыслить свое отношение. Турция непосредственно вовлечена в каждый спорный вопрос, касающийся примыкающих к ней стран. Но некоторые из этих вопросов, таких как, например, ядерная программа Ирана или будущее Ирака, — далеко не простые региональные вопросы; они образуют рамки глобальной политики. Этот треуголник — Россия-Греция-Иран — показывает, что Турция повышает свой статус в региональных и мировых вопросах.
Начнем с России. После долгого перерыва в прямых официальных контактах лидеры России и Турции заметно увеличили их число. За последние несколько лет стороны нанесли с десяток визитов, было подписано множество дипломатических и экономических соглашений. Чтобы улучшить российско-турецкие отношения, страны договорились основать Совет сотрудничества высшего уровня. Подобные советы у Турции уже созданы с некоторыми странами, включая Ирак, Сирию и Грецию.
По словам Медведева, Совет сотрудничества — это «свидетельство, что все идет довольно не плохо». Кроме соглашения о безвизовом режиме страны также подписали важное соглашение о строительстве Россией четырех ядерных реакторов на территории Турции, первый из которых будет построен под городом Аккую. Это соглашение, стоимостью в 20 млрд долларов, — межправительственное, и будет направлено в турецкий парламент. Правительство Партии развития и справедливости может столкнуться с некоторой оппозицией, так как, по мнению критиков, данное соглашение увеличит зависимость Турции от российской энергии. Но ядерные технологии — не покупка нефти или газа. Это технология, которой Турция намеревается овладеть в долгосрочном периоде.
Визит премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Афины, состоявшийся в пятницу, имеет историческое значение. В поездке Эрдогана сопровождали 10 министров и предпринимателей, что говорило о его желании заниматься с Грецией бизнесом. Первое заседание Совета сотрудничества высшего уровня показало его значимость, были подписаны соглашения. За всю долгую историю взаимоотношений Турции и Греции не было ничего подобного. Сам Эрдоган и его коллега Джордж Папандреу обсуждали вопросы, связанные с Эгеским морем, островами и Кипром.
Кроме того, они вывели греко-турецкие отношения на новый уровень, подписав 21 соглашение по ряду вопросов: иммиграционным, визовым, транспорта и культурно-образовательного сотрудничества. Открылась новая страница в насыщенной истории двух наций. Турки должны с отвагой и симпатией пойти навстречу своим соседям, и открыто и честно высказываться по интересующим их вопросам. Уверен, на такой подход греки ответят взаимностью.
Наконец, соглашение, подписанное Турцией, Ираном и Бразилией, об обмене низкообогащенного урана посредством Турции, указывает на возросшую эффективность Турции в мировой политике и доверие к ней. К сожалению, Америка и Европа недооценивают значимость этого соглашения и считают, что его недостаточно. Это не смотря на то, что, хотя, как сказал в понедельник в Стамбуле министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу, соглашение готовилось путем консультаций с «шестеркой» — Сша, Россией, Китаем, Францией и Британией и Германией.
Если Америка не примет соглашения и введет санкции, как они сказали, они потеряют весь кредит доверия и дадут Ирану все основания выйти из переговоров по ядерной тематике. Это также натянет отношения с Турцией, Бразилией и десятками других стран, сторонниц соглашения, где Турция выступает в роли посредника.
Треугольник Россия-Греция-Иран в хронологическом порядке показывает предел многосторонней турецкой внешней политики. Этого должно хватить, чтобы мы бросили нестоящие споры о том, что Турция смещается со своей традиционной западно ориентированной оси в к другим границам. Мы, напротив, должны сконцентрироваться на том, кто в наши дни по-настоящему вносит вклад в региональную стабильность и мир во всем мире.