Саркози и Меркель не считают ПСР правой партией

| Сюлейман Яшар
 ПСР испытывает затруднения в общении с западными правыми лидерами. Президент Франции Саркози и канцлер Германии Меркель прохладно относятся к ПСР и к премьер-министру Эрдогану, видимо, по той причине, что не считают ПСР такой же правой партией, как те, к которым принадлежат они сами.

Это происходит потому, что за то время, которое ПСР находится у власти, Турция подверглась резким структурным изменениям, и распределение государственных расходов было пересмотрено в пользу бедных. Расходы на образование и медицину превысили расходы на оборону.

Вместе со всем этим импорт оружия в Турцию по сравнению с прежними объемами значительно сократился. Это уменьшение замедлило рост объемов внешней торговли с Францией и Германией. Естественно, это добавило к прохладному  отношению к ПСР правых европейских лидеров  еще один раздражитель.

В результате немецкие и французские правые лидеры считают, что им ближе НРП. Потому что  НРП, в отличие от ПСР, не требует классовой трансформации. НРП может спокойно сосуществовать с таким клубом для богатых, как TÜSİAD (Совет турецких промышленников и бизнесменов). Совершенно не стесняясь, они выступают против демократических изменений в конституции.

Премьер-министр Эрдоган говорил об отношении европейских лидеров к политике в Турции во время своего выступления в Зонгулдаге. Шредер, лидер немецкой социал-демократической партии, предложил премьер-министру Эрдогану следующее: «Давайте примем ПСР в социалистический Интернационал». Получается, даже европейские социал-демократы не рассматривают НРП как левую партию. Действительно, заместитель председателя социалистической группы Европарламента Ханнес Свобода заявил: «Мы хотим, чтобы НРП отчетливее придерживалась линии европейских социал-демократов. И то, что кандидатами сделали обвиняемых по делу Эргенекона, не выглядело таким уж безобидным». 

Перейдем теперь к событиям, которые увеличивают пропасть, существующую в отношениях между ПСР и правыми партиями Европы… Переживая политические изменения, Турция большое значение начала придавать торговым отношениям  с соседними странами, импортируя такие жизненно важные продукты, как, например, природный газ. Импорт оружия сократился. Как следствие – вырос экспорт Турции. Экспорт в Россию, который на 2002 год составлял 1.172 миллиардов долларов, вырос в 2010 году до 4.632 миллиардов долларов.

Последние восемь лет Турция быстро развивала внешнюю торговлю с Россией и со странами-соседями. Особенно следует отметить, что она вышла со своим экспортом на рынки Франции и Германии, а также увеличила свою долю на рынках Ирака и Сирии. Польша, Румыния, Болгария и Украина наполнились турецкими товарами.

Принимая все это во внимание, не таким уж странным кажется тот факт, что Меркель и Саркози вместо того, чтобы поддерживать ПСР, держащую левую линию в политике, поддерживают НРП, которая стремится к сохранению статуса-кво и принадлежит к правым партиям.  Они не желают иметь под боком Турцию, которая начинает экспорт на их рынки, отменяет визовый режим с соседними странами, производит и конкурирует, растет и развивается, используя анатолийский капитал. И, конечно же, их больше устраивает НРП - правая партия, способная приостановить развитие турецкой экономики.