Может ли звук кеменче успокоить? А заставить взгрустнуть? Оба этих настроения удалось передать Селчуку Балджи из турецкого города Чаели в своей обработке песни Deniz üstünde fener.
Интерпретация Балджи вот уже год пользуется большой популярностью в социальных сетях. Балджи – самобытный музыкант. Через две недели фирма Kalan Müzik выпустит его альбом Patika.
Примерно год в социальных сетях очень популярно видео одного молодого любителя-музыканта с черноморского побережья. Чуть ли не каждый напевает себе под нос слова песни: «Фонарь над морем/ То загорается, то гаснет,/ Этот летний дождь влюблён в меня,/ Всё вьётся вокруг». У этих строк есть автор. Это 23-хлетний Селчук Балджи из города Чаели. Он написал и мелодию. И по словам, и по мелодии, и по стилю песня напоминает городской романс.
О Балджи все узнали 8-9 месяцев назад в программе «Музыка и путь» Энди и Пола на канале Habertürk. Услышав звук кеменче, каждый сначала внимательно прислушивается, а потом спрашивает: «Кто это? Кто это?»
Считается, что при звуке кеменче ноги сами пускаются в пляс. Обычно в карикатурных зарисовках с участием героя турецких анекдотов Темелем кеменче издаёт звуки типа «хей-хей-хей!». Кеменче ассоциируется с чем-то весёлым, с героями Темель и Фадиме, с жареной хамсой. Но на Чёрном море случались и беды, по случаю которых писались плачи. А звуки кеменче Сельчука Балджи умиротворяют, а иногда и заставляют взгрустнуть. Его сравнивают с иранским музыкантом Фаридом Фаржадом, которого называли «музыкантом, заставляющим кеменче плакать». Плачущая кеменче, кеменче и умиротворяющая музыка… На первый взгляд не сочетающиеся понятия. Но вы можете слышать эти звуки часами. И это не только наше мнение, многие так думают, в независимости от того, выросли они на Чёрном море или нет. Жители эгейского района и центральной Анатолии, которые в принципе не любят черноморский танец хорон и не переносят звука кеменче, услышав эту музыку, меняют своё мнение.
Первые записи мы сделали в студии Пола
Через две недели Kalan Müzik выпустит альбом Балджи. Балджи родился в 1988 году в Чаели, где прожил до 10 лет. В 1997 году после смерти отца вместе с матерью и братьями он перебрался в Анкару. Музыкой увлёкся ещё в детстве. Уехав из родных мест, ещё больше почувствовал, как близка ему черноморская музыка.
Первые записи для альбома были сделаны в студии Пола в Фулье. «Когда мы встретились с Полом, я рассказал ему о своих планах записать альбом, и он пригласил меня в свою студию звукозаписи в Стамбуле. С сентября месяца мы не выходили из студии. Заканчивали записывать уже в студии в подвале дома Ихсана Эша», - рассказывает Балджи.
На альбоме есть произведения неизвестных композиторов, которые предоставил играющий на кеменче Бахаттин Чамурали из Сюрменели, а также мелодии из Хемшина и Трабзона. Кроме того, Балджи включил в альбом музыку своих друзей и две оригинальных песни, не в стиле черноморской музыки. В песне Mezar taşı , музыку к которой сочинил Ченгиз Алкан, Балджи поёт дуэтом с Эйлем Акташ, чей голос можно часто услышать в песнях к сериалам.
Сельджук Балджи полюбился своим слушателям благодаря видео в интернете, но он даёт и живые концерты в черноморских илях и в Стамбуле. На прошлой неделе он выступил на Черноморском вечере - мероприятии, организованном в Kuruçeşme Arena.
Балджи на вопрос, что он думает о своей популярности в интернете, отвечает: «Меня беспокоит, что успех, который приходит через интернет, воспринимается как что-то случайное». По его мнению, есть здесь и другие опасности: «Те кто делают любительскую музыку жалуются, что когда выходит альбом, они не могут уже поймать какого-то особого чувства, посещавшего их ранее. Если мелодия сразу запоминается, её всегда слушать хочется. При записи альбома мы старались не растерять этой естественности. Чтобы расцветить звук мы использовали много инструментов».
Для любого артиста быть сравненным с другим артистом, работающим в той же области, тяжёлое испытание. У Балджи с его музыкой, песнями, интерпретациями и стилем игры, особый статус. За последние годы на Чёрном море выросло число молодых людей, интересующихся музыкой.
Кто они, городские озаны?
Хотя Сельчуку Балджи совсем немного лет, его очень любят сорока- и пятидесятилетние черноморские артисты. Ему оказывается всяческая поддержка. Музыкант из Чайкары Ихсан Эш - один из таких покровителей. В 2009 году у него вышел альбом Espira, где были собраны греческие песни-тюркю. Эш рассказал следующее: «В последние годы появилось понятие «городские озаны». Сельджук жил и в городе, и в деревне и не забыл эту культуру и делает очень удачные обработки. В эти годы он всё подмечает. Общается с молодёжью. Мы смело будем двигаться дальше. Кеменче – главный инструмент в нашей культуре. Я не думаю, что в Турции его хорошо знают. На Чёрном море 15-20 лет назад мы тайком начали играть, как будто контрабандой какой-то занимались. Играющий на кеменче ассоциировался с бездельником, на музыку смотрели как на пустое занятие. Сейчас всё изменилось».