Первые дни V Международного фестиваля спектаклей для детей “Гаврош” благополучно прошли.
А это значит, что в залах Театриума на Серпуховке, где проходит фестиваль, один спектакль из Италии сменяется другим.
Это значит, что фойе буквально каждые два часа наполняется беготней, смехом, криками, новыми и новыми маленькими зрителями: одни уже посмотрели представление, другие еще только идут. Это значит, что не устают открываться и закрываться “Сентиментальные шкафы”… А это что значит? Зрителем работал корреспондент “МК”.
Вы давно не бывали в шкафу? Нет, совсем внутри? А зря. На торжественном открытии пятого, юбилейного сезона «Гавроша» прошел шкафосмотр — и каждый взрослый — не говоря уж о детях! — заглянул хотя бы в один из множества шкафов, стоящих в фойе Театриума на Серпуховке. А шкафы не простые, а «Сентиментальные». Их придумал итальянский актер и режиссер Антонио Каталано. Каждый шкаф — арт-объект: раскрашен, украшен, оснащен особым светом, обклеен, обставлен... Не преминули залезть в шкаф и члены попечительского совета фестиваля: актрисы Ольга Дроздова, Евдокия Германова и танцор Николай Цискаридзе. А уж про детей не говорю: в каждый шкаф буквально очередь.
В Европе отнести годовалого ребенка в театр — это нормально. Постепенно и российский зритель приучается к тому, что в этом возрасте в малыше закладывается самое важное. А куда же идти, если не в театр? Множество спектаклей на «Гавроше» в этом году рассчитаны на детей от года до четырех. Тот же мастер по шкафам Антонио Каталано показал москвичам «Тик-так, тик-так» — представление совсем для крошек. В маленьком зальчике на ковре шебуршится ребятня, а все их реплики и звуки Антонио, большой дядя в смешных башмаках, записывает в блокнотик! А какие реплики? «И-у!», «мама!», «хи-хи!». А потом он тянет за веревочку паровозик, а паровозик везет за собой два десятка предметов: лошадка перебирает ногами, человечек крутится на перекладине, домик едет на колесах... Дети, даже самые маленькие, не могут оторваться, да и родителям зрелище: вот Антонио предлагает девочке рукав пиджака — и крошка, помирая со смеху, танцует нежный вальс с мужским пиджаком.
Чтобы мечтать, играть и придумывать, достаточно самых простых подручных средств! Об этом рассказали спектакли «On-Off» и «Игры инженера Кальдера» театра «La Baracca — Testoni Ragazzi», а также «Аквариум» театра «Ragazzi e Giovani». Но фаворитом первых дней стал спектакль театра «Buratto» «В небе с Миро».
Хуан Миро — сложный художник, сюрреалист. И все-таки в его полотнах много детского... Это точно заметил французский писатель Даниэль Пеннак. По его рассказу, на который писателя вдохновил Миро, «Teatro del Buratto» и поставил свой спектакль. О чем он? Есть формальная канва — девочка вспоминает свое детство и папу, который рассказывал ей множество историй. Но сюжета как такового в спектакле не найти, он скорее похож на нашу манеру мыслить, на череду образов, звук, связанный с действием... Это пульсация внутренней жизни. А как ее воспримет ваш ребенок — ваш, привыкший к собачкам, кошечкам, солдатикам? Отвечаю — прекрасно. В минувшие выходные дети продемонстрировали великолепную способность мыслить аллегорически и чувствовать метафору. Но любая аллегория пойдет легче, если она сделана... с чудом! А «Buratto» творит на сцене настоящее чудо. Даже взрослые забывают, что актеров, одетых в черное, просто не видно на черном фоне, что предметы не могут двигаться сами по себе.
Впереди у «Гавроша» богатая программа. 20 сентября в 19.00 спектакль и дискуссия на актуальнейшую тему — анорексия у подростков. Спектакль «Записки на теле» «Teatro della Sete» — тонкий, не давящий, аккуратно касающийся больного вопроса. Есть язык, на котором можно обсудить его с подростком. Надо только захотеть... А 22 сентября детям откроется «Волшебный мир Итало Кальвино» — «Гаврош» совместно с Международной драматургической программой «Премьера PRO» представит читки итальянских народных сказок в переложении Кальвино, вход по записи.
С 23 по 25 сентября в Театриуме на Серпуховке и в театре им. Моссовета пройдут спектакли: «Итальянские сказки», «Дом запретов», «Счастье одной звезды» и «У ковчега в восемь».