Диккенсу 200 лет

Мало кто знает, что Чарльз Диккенс, чье 200-летие в эти дни отмечает Британия, был первым по-настоящему профессиональным романистом в истории.

Почти никто из его предшественников, включая создателя “Робинзона Крузо”, не зарабатывал на жизнь одним лишь литературным трудом. 15 романов, написанных им за относительно короткую жизнь (всего 58 лет), сделали этот жанр столь же популярным в XIX веке, как позже стали кино и телесериалы.

В 1812 году, когда Диккенс появился на свет, в Британии было издано 66 романов. Сегодня только на его родном английском языке издается ежегодно около 50 тысяч романов.
А ведь Чарльз Диккенс не собирался становиться писателем. Он мечтал об актерской карьере, но жизнь заставила его заняться журналистикой. Впрочем, талант, как говорится, не спрячешь. Молодого газетного репортера вскоре заметили издатели. Редактор одного журнала предложил 22-летнему Диккенсу за 14 фунтов в месяц писать текстовки к карикатурам из жизни спортивного клуба. Так родились “Посмертные записки Пиквикского клуба”, сразу сделавшие их автора знаменитым.

“Диккенс был первым британским селебрити, - рассказала “МК” биограф писателя Клэр Томэлин, - он был необычайно популярен. В Лондоне публика знала его в лицо, у его дома недалеко от Британского музея нередко появлялись его поклонницы. Кстати, еще при жизни он был уже хорошо известен и в других странах, например, в США. И, конечно, совершенно удивительна судьба Диккенса в России, где его произведения начали публиковаться уже с конца 1830-х годов. Я знаю, что с тех пор все главные романы Диккенса переводились на русский по многу раз”.

В Британии не принято устраивать большие торжественные заседания по поводу юбилеев. В день 200-летия со дня рождения Диккенса у его могилы в “Поэтическом углу” Вестминстерского аббатства, где он покоится рядом с Чосером и Спенсером, собрались поклонники и потомки великого писателя. Наследник престола принц Чарльз и его супруга возложили венок, а актер Ральф Финнес прочитал отрывок из “Дэвида Копперфильда”.

Церемония получилась скромной, но, как заметила “МК” историк Джудит Фландерс, “самому Диккенсу она бы очень не понравилась; он ненавидел всякую помпу и сбежал бы отсюда в какой-нибудь паб”.

Зураб Налбандян, Московский комсомолец
Tеги: Мир