17 февраля в Турции прошла долгожданная премьера самого дорогостоящего турецкого фильма «Завоевание 1453» (Fetih 1453). Бюджет картины составил 17 миллионов долларов. Фильм идёт в 134 кинотеатрах и 850 киносалонах по всей стране.
Режиссёр фильма - Фарук Аксой. Роль султана Мехмеда Завоевателя сыграл Деврим Эвин, роль Улубатлы Хасана исполнил Ибрагим Челиккол, в фильме также снялись Дилек Сербест и Реджеп Актуг.
Однако «Завоевание 1453» не первый фильм турецкого кинематографа о падении Константинополя. Ровно 61 год назад в 1951 году на экраны вышел фильм «Завоевание Стамбула» (İstanbul’un Fethi). Тогда режиссёр Айдын Аксой был поддержан в своём начинании Вооружёнными силами Турции и Демократической партией. В «Завоевании Стамбула» снялись Сами Айнаоглу (Мехмед Завоеватель), Туран Сейфиоглу (Улубатлы Хасан), Решит Гюрзап (Чандарлы Халиль Паша), Джахит Ыргат (император Константин) и Саид Яшмаклы (Молла Гюрани).
Режиссёр серии фильмов «Сумасшедший класс» (Çılgın dersane) и продюсер фильмов «Реджеп Иведик» (Recep İvedik) Фарук Аксой, повествуя в своём новом фильме о султане Мехмеде и завоевании Константинополя, особое внимание уделяет отсылкам религиозного плана. Фильм открывается словами из известного хадиса о падении Константинополя, предвещавшего завоевание города.
Кратко рассказывать содержание фильма не имеет смысла, все и так знают, что случилось с Константинополем, и в данном случае никто вам возмущённо не скажет: «Ну зачем ты мне конец-то сразу сказал?» Интересно даже не что происходит, а то как рассказано о таком эпохальном событии, как падение великого города, на чём сфокусировались создатели фильма в своём рассказе, какие акценты они расставили. Ну и конечно, любопытно, удались ли спецэффекты…
С точки зрения спецэффектов и примененных в фильме технологий картина вполне отвечает голливудским стандартам. В этом смысле деньги были потрачены не зря, результат – на экране. Очень удачны и батальные сцены, в частности сцена с известной гигантской пушкой «Базиликой». Компьютерные эффекты хоть иногда и заметны, но в целом также выполнены на очень высоком уровне.
Много внимания уделено личности самого Мехмеда Завоевателя, любовная линия фильма связана с Улубатлы Хасаном. Султан Мехмед Завоеватель представлен в фильме твёрдо идущим к своей цели – завоевать Константинополь. «Либо Стамбул окажется в моих руках, либо я паду у его стен», - говорит падишах. Иногда это кажется даже несколько навязчивым. С другой стороны, стоит отметить, что только этот характер и прорисован чётко. Что касается везиров, Гюльбахар хатун, императора Константина, его советников и других, то здесь вряд ли возможно говорить о глубоком раскрытии характеров, перед нами, скорее, типы, чем характеры. Даже несколько карикатурным кажется образ появляющегося в последние 10 минут фильма наставника султана Акшемседдина.
Образ Улубатлы Хасана заслуживает отдельного разговора. Он представлен близким другом султана, научившим его владению клинком. По ходу развития сюжета Улубатлы Хасан становится похож на Кара Мурата – героя из фильма «Кара Мурат – преданный Фатиху» (Fatih’in Fedaisi Kara Murat). Что касается византийского императора и других, следует признать, что их диалоги довольно слабы. К сожалению, в плане создания характеров в исторических фильмах и написания диалогов турецкий кинематограф так и не продвинулся дальше фильмов о Кара Мурате. И «Завоевание 1453» не исключение. Диалоги в фильме напоминают реплики из современных сериалов.
В общем, вывод таков: «Завоевание 1453» явился прорывом для исторического турецкого кино с точки зрения спецэффектов и технологий, а вот сценарий, прорисовка характеров, диалоги оказались не столь удачны. С другой стороны, заслуживает положительной оценки уважительное отношение к фигуре султана Мехмеда, религиозные отсылки и то послание вселенского масштаба, что звучит в конце фильма. В конце концов фильм найдёт своего зрителя даже только благодаря названию и бюджету.
Пресс-показ фильма состоялся с участием съёмочной команды и актёров в Nişantaşı City Life. Однако из-за сутолоки и пристального внимания журналистов сам показ начался несколько позже запланированного времени. На показ пришёл и Шахан Гёкбакар, работавший с Фаруком Аксоем в «Реджепе Иведике». Гёкбакар после просмотра сказал, что фильм ему понравился.
Своим мнением о фильме поделился Мустафа Армаган, перу которого принадлежит ряд исторических произведений: «На мой взгляд, «Завоевание 1453» в целом удачная и впечатляющая картина. То, что в начале фильма цитируется хадис, который связывается с рождением султана, придаёт фильму историческую глубину и ставит его на уровень выше всех других снятых на сегодняшний день фильмов об этом событии. Одна из самых драматичных сцен – взрыв пороховых бочек в туннеле с подкопщиками. Оказавшиеся в безвыходном положении, они становятся героями.
В фильме есть спорные с точки зрения истории моменты. Например,– первое, что приходит в голову - один из главных героев фильма – Улубатлы Хасан, а ведь о нём мы почти ничего не знаем, кроме того, что он водрузил флаг на стене города; далее, появление только в последние минуты фильма Акшемседдина, словно это какой-то приглашённый актёр; встреча султана Мехмеда и императора Константина за стенами города; грубой ошибкой я бы назвал то, что великий везир никак не отреагировал на слова одного из везиров: «Желаю, чтобы падишах снёс Вам голову». Конечно, ничего не имеет общего с реальностью сцена, когда по приказу султана армия совершает намаз перед стенами города. Естественно, в любом историческом фильме найдутся ляпы. По-моему, «Завоевание 1453», несмотря на все свои изъяны, первая удачно спродюсированная картина об этих событиях. Возможно, в дальнейшем кто-то ещё будет снимать фильмы о падении Константинополя, но им придётся приложить много усилий, чтобы достичь такого уровня».
Подготовки к съёмке фильма начались в апреле 2009 года, проходили съёмки в три этапа и заняли три года. Съёмки велись на площадке общей площадью в 100 тысяч квадратных метров. Картина снималась на пороховом заводе в Атакёе, принадлежащем Министерству управления кооперативным жильём, на территории комплекса сооружений вокруг мечети Баязида II в Эдирне, а также вблизи бассейна в Алибейкёй.
Для съёмок батальных сцен было создано 15 пушечных батарей, пять вышек по 20 метров высотой, пять катапульт по 15 метров, свыше 10 тысяч различных военных приспособлений. 15 тысяч человек помогали воссоздавать массовые сцены в фильме.
В создании батальных сцен приняли участие специалисты по искусству ведения боя из Чехии и Словакии.
Во время съёмок случилось несколько неприятных инцидентов. Режиссёр фильма Фарук Аксой сломал руку. Ибрагим Челиккол во время занятий по фехтованию повредил пятку. Травму головы получил Дженгиз Джошкун. Реджеп Актуг упал с лошади и получил перелом двух рёбер.