Тайна Леонардо раскрыта?

«МК» узнал, как на самом деле выглядела Мона Лиза и какие изобретения да Винчи работают. Яркие карие глаза, тепло-розовый цвет кожи, лазурно-голубой фон — так на самом деле выглядела знаменитая картина «Мона Лиза», прототипом которой стала жена торговца из Флоренции Франческо дель Джокондо.

Реальный облик Джоконды с помощью спектрального анализа восстановил в наши дни инженер Паскаль Ботте. Подробности его исследования, а также революционные изобретения да Винчи, восстановленные по чертежам мастера, теперь можно увидеть в Москве. На выставке «Гений да Винчи» в арт-центре «Ветошный» побывал корр. «МК».

Леонардо да Винчи опередил свое время на века. Акваланг, вертолет, велосипед, танк, пулемет, шарикоподшипник — вот только несколько изобретений, которые пытался воплотить в жизнь гениальный флорентиец. Большинство из этих конструкций, правда, так и не заработали при жизни да Винчи. Зато спустя столетия люди смогли заново изобрести эти конструкции, без которых сейчас сложно представить наш мир. Инженер Паскаль Ботте, с детства увлеченный гением Леонардо, задался целью воспроизвести по эскизам мастера изобретения и сделал это.

— Чтобы точно и в натуральную величину восстановить конструкции, были привлечены специалисты, знающие флорентийский диалект, на котором писал Леонардо. Они изучили 6 тысяч страниц рукописей мастера и разгадали, где автор специально сделал ошибки, чтобы защитить авторские права, — рассказывает куратор выставки Роб Кирк. — На выставке представлено 65 механизмов, разделенных на несколько тем: оптика, физика, гидравлика, военные экспонаты и т.п.

Большинство этих изобретений можно испытать. Почувствовать себя моделью мастера в зеркальной комнате, куда художник помещал своих моделей, чтобы лучше изучить анатомию тела, верно показать объем фигуры. Или покрутить ручку домкрата, изобретенного и внедренного в строительное дело мастером.

Многие изобретения Леонардо не могли заработать — они были несовершенны. Как, например, водолазный костюм, который, по задумке, должен прикрепляться к кораблю, а воздушный баллон из дерева — плавать на поверхности. Или как музыкальный прибор, где струны прикреплялись к ногам музыканта, и во время ходьбы он нажимал на клавиши, чтобы звучала музыка.

 




Спектральный анализ Моны Лизы.

фото: Сергей Иванов


 

Но все же самая загадочная часть выставки «Гений да Винчи» связана с «Моной Лизой» — картиной, которую художник писал всю свою жизнь. Паскаль Ботте с помощью специальной 240-мегапиксельной мультиспектральной фотокамеры отснял картину и несколько лет исследовал снимки. Итог — десятки увеличенных принтов, которые представлены на выставке и которые, уверен инженер, раскрывают нам первоначальный вид «Джоконды». Всего они раскрывают зрителю 25 секретов. Например, у Джоконды были тонкие, аккуратные брови и ресницы.

— Каждый владелец картины, а их было десятки до того момента, как полотно попало в Лувр, считал своим долгом отреставрировать картину, так что брови и ресницы со временем попросту стерлись. Лицо изначально было шире, а улыбка — более четкой, цвет глаз — ярче.

Ничего удивительного — все картины темнеют со временем. Поразительно другое открытие: фон, на котором изображена дама, лазурно-голубой, почти сливается с небом. «Именно так принято было писать горизонт во времена Леонардо», — утверждает куратор выставки.

Когда были сделаны эти открытия, первым делом их показали в Лувре, рядом с оригиналом «Джоконды».

Мария Москвичева, Московский комсомолец