7 марта были объявлены номинанты Национальной кинематографической премии «Ника» по итогам 2011 года. В московской гостинице «Юность» собралось совсем немного людей, отнюдь не юного возраста.
В основном – ветераны, убеленные сединами, что стало приметой почти всех наших кинематографических мероприятий. Былого праздничного настроения не ощущалась. За столом президиума – руководство премии: Юлий Гусман и Алексей Баталов.
Огласить списки номинантов пригласили молодую актрису Анастасию Макееву, которая делала это просто и весьма изящно, но однажды оговорилась. Этого было достаточно, чтобы академики воспряли. По залу пробежал шумок, дав повод для шуток со стороны неутомимого Юлия Соломоновича. Кинорежиссера Андрея Смирнова Анастасия назвала Александром. Богатая фантазия председательствующего пошла дальше, возник миф о близнецах. А потом у Андрея Сергеевича появился брат Сигизмунд. Сколько Анастасия не призывала зал поддержать имена потенциальных лауреатов аплодисментами, ничего не вышло. Саркастичный Гусман объяснил актрисе, что эти люди аплодируют только себе. В общем, было не скучно, как случается в кругу хорошо знакомых людей.
После небольшой официальной церемонии, кинематографисты прошли второй этап голосования, заполнили анкеты и с чистой совестью отправились в ресторан на так называемый обед академиков. Конечно, это не парадное мероприятие, каким оно было еще несколько лет назад, а легкий фуршет. Но не в этом суть. Кинематографистам важно посидеть с друзьями и коллегами за бокалом вина или рюмкой водки, поговорить. Встречаются-то нечасто, в основном на таких мероприятиях. Среди присутствующих можно было увидеть классиков Петра Тодоровского и оператора Вадима Юсова, Андрея Смирнова и Андрея Хржановского, Марка Рудинштейна и Наталью Аринбасарову. К финалу подъехал Алексей Булдаков. Актеров было совсем мало, а уж молодых и вовсе не наблюдалось. Так что работы устроителям явно прибавиться, придется индивидуально находить занятой народ и «принуждать» к голосованию. Но отсутствие кинематографистов – хороший знак: работают люди, при деле.
|
||
Надежда Маркина на Канском фестивале с фильмом «Елена» фото: Геннадий Авраменко |
Имена лауреатов станут известны 8 апреля в «Крокус Сити Холле», где и проведут юбилейную 25 торжественную церемонию награждения. Уже известно, что «Нику» за «Честь и достоинство» получит актер Олег Басилашвили. А вот другую традиционную награду за вклад в области науки решили в этом году не присуждать.
В составе Российской Академии кинематографических искусств сегодня 640 человек, из них 129 академиков живут в других городах и странах. В первом туре голосования участвовало 100 фильмов, выдвинутых профессиональными гильдиями и студиями. К финалу список серьезно сузился. Главная неожиданность: весомое присутствие в шорт-листе картины «Высоцкий. Спасибо, что живой» Петра Буслова. Она представлена в номинации «Лучший игровой фильм» наряду с «Еленой» Андрея Звягинцева, «Шапито-шоу» Сергея Лобана, картинами «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова и «Сибирь. Монамур» Славы Росса. И это еще не все. У нее номинации «Лучшая работа звукорежиссера» -- Владимир Литровник, «Лучшая работа художника по костюмам» -- Екатерина Шапкайц, «Лучшая женская роль» -- Оксана Акиньшина, «Лучшая мужская роль» -- Алексей Панин и «Открытие года» -- Дмитрий Астрахан в роли администратора. 6 категорий -- явный перебор, учитывая скромный художественный результат.
Режиссерскую номинацию составила тройка в лице Звягинцева, Смирнова и Лобана с вышеперечисленными фильмами. Эти же картины фигурируют в категории «Лучшая сценарная работа» с добавлением Александра и его фильма «В субботу». Глядя на списки, оставалось только сожалеть, что не вошли в них другие достойные работы. Так что некоторым членам Академии приходилось делать выбор среди тех имен и названий, к которым не лежала душа.
|
||
Оксана Фандера и Филипп Янковский на премьере фильма "Огни притона". фото: Геннадий Авраменко |
Среди аниматоров в финал вышли: «Метель» Марии Муат, «Домашний романс» Ирины Литманович и «Еще раз» ярославских студенток мастерской обладателя «Оскара» Александра Петрова, которые почти повторили авторский стиль своего учителя. В номинации «Лучший неигровой фильм» представлены: «Книга тундры. Повесть о Вуквукае – маленьком камне» Алексея Вахрушева, «Родина или смерть» Виталия Манского, снятая на Кубе, и «Я тебя люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева, разделившая зрителей на два противоположных лагеря. Пять картин выдвинуты Конфедерацией союзов кинематографистов и фестивалем «Киношок» (таков регламент). Произведены они на территории СНГ и Балтии. Здесь и выдающаяся картина из Грузии «А есть ли там театр?!» Наны Джанелидзе об актере Кахи Кавсадзе, фильм Мурада Ибрагимбекова «И не было лучше брата» от Азербайджана и России, эстонские «Письма Ангелу» Сулева Кеэдуса, «Свинец» Зульфикара Мусакова из Узбекистана и российско-таджикская «Презумпция согласия» Фархота Абдуллаева.
|
||
Кадр из фильма "Шапито-шоу". |
В целом разнообразием номинации не отличались. Все крутится вокруг одних и тех же картин и имен. Помимо названных, представлена также «Мишень» Александра Зельдовича. Академики обратили внимание в основном на ее изобразительное решение. В номинанты попали ее оператор Александр Ильховский, художники Юрий Хариков и Владимир Родимов, а также группа художников по костюмам – Татьяна Парфенова, Юрий Хариков, Ирина Милакова и Александр Петлюра. Компанию им составил композитор Леонид Десятников. Сергей Гармаш в категории «Лучшая мужская роль» и Лариса Малеванная в «Лучшей женской роли второго плана» отвечают за фильм «Дом» Олега Погодина. «Борис Годунов» в неожиданном прочтении Владимира Мирзоева фигурирует лишь в мужских актерских номинациях – Максим Суханов претендует на «Нику» за главную мужскую роль, а Андрей Мерзликин - за роль второго плана. «Бедуин» Игоря Волошина засветился только благодаря художнику по костюмам Надежде Васильевой.
На «Лучшую женскую роль» помимо Оксаны Акиньшиной претендуют: Дарья Екамасова в «Жила-была одна баба», Надежда Маркина в «Елене», Ксения Раппопорт в «Двух днях» Дуни Смирновой и Оксана Фандера в «Огнях притона» Александра Гордона. «Открытием года» могут стать помимо Дмитрия Астрахана, режиссер Константин Буслов с дебютным «Баблом» – он родной брат Петра Буслова, представленного «Высоцким»; а также режиссер Ангелина Никонова с «Портретом в сумерках» и Миша Процько с ролью в картине «Сибирь. Монамур».
В общем, самой большой сенсацией в 25-летней истории «Ники» может стать неожиданный триумф картины «Высоцкий. Спасибо, что живой».