Эксклюзивные подробности жизни певца. Ушел из жизни Эдуард Хиль — любимый артист нескольких поколений, обладатель великолепного голоса, да и просто глубоко порядочный человек.
«Светлый!» — в один голос говорят те, кто знал его близко.
Он очень много общался с журналистами «МК». Не все, что рассказывал Хиль, в свое время было опубликовано на наших страницах, и сегодня репортеры открыли свои записные книжки, чтобы еще раз вспомнить разные моменты жизни знаменитого артиста.
Непросто складывалась его судьба: детдом во время войны, препоны советского беспредела на творческом пути, вынужденный побег в Париж и крайне бедственное существование там в шальные
Впервые я увидела Эдуарда Анатольевича в одном из питерских клубов много лет назад. Он был сильно расстроен: из-за снега с дождем и объявленного штормового предупреждения на концерт его группы «Хиль и сыновья» пришло всего несколько человек. Выступление пришлось отменить.
Певец собирался домой, рядом хлопотала верная супруга Зоя Александровна. Я крутилась неподалеку, вдруг в гримерку вошел администратор. Он протянул Эдуарду Анатольевичу конверт, в котором были доллары. Гонорар за концерт, который тот не отработал. Певец покраснел и тут же попытался вернуть деньги назад: «Не нужно, ведь я даже не вышел на сцену!» — объяснял он администратору. Однако тот сообщил, что директор заведения настаивает, чтобы Хиль взял 100% оплаты. За сам факт, что такая звезда приехала в эти стены, в знак уважения к таланту и многолетнему труду. Взяв деньги, Эдуард Анатольевич не уехал. Он выбежал на сцену, поздоровался с теми тремя зрителями, что все-таки добрались до концертного зала, с обслуживающим персоналом и начал петь знаменитый хит «Человек из дома вышел». В том же духе он продолжал еще минут сорок. Слушатели рукоплескали. Позднее Хиль мне объяснил, что у него принцип: взял деньги — честно отработай. При любых обстоятельствах.
Через какое-то время я попала к Эдуарду Анатольевичу домой. И поразилась, как скромно живет мегазвезда советской и российской эстрады. Здесь не было хрусталя, золота и помпезной мебели. Обычные обои, цветы на окнах, круглый стол посреди гостиной. Пожалуй, главной драгоценностью этого уютного дома был рояль, который звучал постоянно. Принимал меня в гостях певец накануне 9 Мая. Поэтому он долго вспоминал о войне, ставшей для него страшным временем. Рассказывал, как шестилетним мальчиком его эвакуировали вместе с детским садом в другой город, как он потерялся с мамой и попал в детский дом поселка Раевский недалеко от Уфы. Вспоминая это, пожилой артист плакал, как ребенок. Рассказывал, как было страшно, когда на его глазах умирали взрослые бойцы и такие же мальчишки, как он сам. Хоронить их приходилось самим детям-детдомовцам. Этот страх, по словам Хиля, он запомнил на всю жизнь. Поэтому остальные невзгоды всегда казались ему преодолимыми.
У маленького Эдика была мечта, которая помогала выжить в военном кошмаре. Он хотел петь и приносить людям радость. Мальчик записался в художественную самодеятельность, давал «гастроли» по лазаретам и два раза убегал с пацанами на фронт. Конечно, его ловили... Мама все-таки отыскала Эдика, и из детского дома он вернулся на родину. А когда вырос, решил уехать в Ленинград, но даже не помышлял о большой сцене. Он работал на офсетной фабрике.
Любовь к музыке все-таки победила. После учебы в техникуме и тяжелой работы Эдуард шел в оперную студию Дворца культуры имени Кирова. В Ленинградскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова он поступил гораздо позднее и блестяще учился. Эдуард Анатольевич рассказывал мне, как встретился однажды за кулисами музыкального конкурса с самим Утесовым. Мэтр заметил его и благословил. Утесов даже представил робеющего молодого исполнителя в 1962 году, когда тот впервые вышел на сцену с эстрадным репертуаром.
В следующий раз мы с Эдуардом Анатольевичем пересеклись несколько лет спустя, когда он гулял по Невскому проспекту. Удивительным было то, что прохожие не просто здоровались с ним, а все как один расплывались в широкой улыбке. Я проводила певца до дома на улице Рубинштейна, он поведал историю о том, как его запрещали власти. Разозлилась тогда политическая элита страны, услышав песню «Как хорошо быть генералом». После ее исполнения Хиль пропал с экрана, его перестали крутить по радио, отвернулся и кое-кто из друзей. Но время вынужденного простоя певец не воспринял как травлю или конец карьеры. «Зато у меня появилась возможность побыть с семьей, которой я из-за гастролей не всегда уделял много времени».
О том, как он любил семью, знали все коллеги и поклонники. Песенку для одной из серий мультфильма «Смешарики» Эдуард Анатольевич согласился записать прежде всего потому, что этот мультик нравится его внуку Эдику. В студии я увидела, как он предлагает режиссеру и композиторам сразу несколько вариантов, постоянно импровизирует и пританцовывает, хотя на тот момент Эдуарду Анатольевичу уже стукнуло 75. После того как мультипликаторы решили отблагодарить знаменитость за отличную работу, он попросил лишь один бонус: несколько игрушек — героев мультика — для своего внука.
...Последний раз мы виделись с Эдуардом Анатольевичем, когда его вокализ «Тро-ло-ло» стал популярным в Интернете и его запел весь мир. Песня, исполненная в 1966 году, получила вторую жизнь. Хиль заявил мне, что не претендует ни на какие авторские отчисления с миллиардных просмотров и скачиваний хита в Сети.
— Мне нравится, что песня жива, что мой голос звучит, — объяснил он. И повернулся к компьютеру, где отвечал на вопросы поклонников со всего мира. Он решил, что просто обязан пообщаться с каждым, кто написал ему письмо. Специально для общения с поклонниками Эдуард Анатольевич освоил программу Скайп, чтобы лично рассказывать о себе людям по-английски. Однажды его помощникам пришлось переводить вопросы и ответы даже с турецкого языка. «Тро-ло-ло» прогремел в тот же год, когда у Эдуарда Анатольевича был
Перед тем как его не стало, семья Эдуарда Анатольевича скрывала, что он находится в тяжелом состоянии, лежит в больнице после инсульта и совсем не может говорить. Такое решение было принято близкими певца потому, что он говорил, что хочет запомниться всем нам не немощным стариком, а «человеком-солнце». Именно таким он и был: человеком, который всегда был рад встрече со зрителями. За все годы я ни разу не видела его без улыбки.
СПРАВКА "МК"
Эдуард Хиль перенес инсульт 8 апреля, хотя еще в конце зимы он чувствовал себя удовлетворительно. Сначала его положили в Мариинскую больницу, а в мае перевели в Институт им. Поленова в Санкт-Петербурге. После инсульта Хиль находился в тяжелом состоянии — у него были нарушены важные центры мозга, что сказывалось на работе органов, пришлось сделать несколько операций. Артист был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких, находился в коме. Поступала информация, что родственникам не хватает денег на лечение артиста, поэтому они обратились к министру здравоохранения Веронике Скворцовой. Министр взяла ситуацию под личный контроль — лечение оплачивалось комитетом здравоохранения Петербурга. Несмотря на усилия врачей, в последнюю неделю состояние народного артиста стало критическим. Скончался он в 1.35 в ночь на понедельник, 4 июня.
Эдита ПЬЕХА: «Он был лицом нашего города, полностью ему соответствовал: отзывчивый, чуткий, с хорошим чувством юмора. Часто, смеясь, говорил мне: «Я пошел выхиливаться, а ты иди выпьехивайся!» Он приходил на прошлый мой юбилей — и на концерт, и на банкете сидел рядышком. А как он не хотел отмечать свой
Людмила СЕНЧИНА:«Он был очень легким человеком, „легкий“ — очень подходит ему это слово. За свою жизнь Эдуард Анатольевич не нажил себе ни одного врага. Он никогда не обременял близких, словно бы у него и не было своих проблем, всегда пошутит, поддержит, мог и „подколоть“. Эдуард Хиль был для меня учителем и наставником».
Александр ЛУШИН:«Мы с ним активно сотрудничали около двух с половиной лет, в тот момент, когда создавался проект «Хиль и сыновья», а потом еще долго общались. Свой взлет популярности из-за песни «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой» он переживал неоднозначно. Тогда Хиль был очень немолодым человеком, мне было видно, что ему это сложно и не очень нужно. Хиль прекрасно понимал некую искусственность последней волны популярности. Тот культурный месседж, который был вложен в произведение «Я наконец возвращаюсь домой», утратился. Молодежь воспринимала ролик как некую китчевую продукцию. А ведь изначально это крайне сложное произведение с профессиональной точки зрения — и мелодия, и диапазон очень сложны, попробуйте попросите современного артиста его исполнить. Кстати, в жизни у Хиля глаза были такие же лучистые, как на этом видео. Мы с ним виделись последний раз в конце зимы, и он был относительно здоров. Вообще в последнее время он ценил покой. Около года назад несколько дней я не мог ему дозвониться, а когда дозвонился, он сказал: «Я сейчас на даче, вот не представляешь, прямо на балкон свисают яблоки».