Известный кинорежиссер Нури Бильге Джейлан, приехавший в Россию в качестве гостя Петербургского кинофестиваля, ответил на вопросы журналистов в петербургском Доме радио. Режиссер рассказал о состоянии современного турецкого кинематографа.
Он отметил, что в 70-е годы, когда в год снималось 300 лент, турецкая киноиндустрия находилась на очень высоком уровне, являясь одной из самых влиятельных в мире. Однако в силу различных причин эта цифра в последующее годы заметно уменьшилась.
По словам режиссера, в 2003 году, когда шли съемки фильма «Далеко», турецкий кинематограф выпускал в среднем 7 фильмов в год. «Но благодаря поддержке государства он вновь смог осуществить прорыв. В настоящее время в год снимается около 100 фильмов, это очень показательная цифра. В то же время качество снимаемого кино также находится на достойном уровне. Сейчас в Турции есть много талантливых и молодых режиссеров. Мне кажется, иногда небольшая поддержка может совершить великие чудеса. Я убедился в том, что даже не очень масштабная помощь государства смогла оказать большое положительное воздействие на киноиндустрию Турции», — отметил он.
«В кинематографе нет цензуры, есть поддержка государства»
На вопрос «Существует ли в Турции цензура?» Джейлан ответил так: «Я не могу сказать, что в Турции она существует. Каждый может снимать кино по своему желанию. Ситуация до переворота 12 сентября 1980 года была достаточно жесткой; во многих странах, включая Россию, существовала цензура. Например, фильм «Путь» Йылмаза Гюнея не был допущен к показу. Картина незаконным путем участвовала в Каннском кинофестивале. Однако нынешняя ситуация совсем другая. Если вы собираетесь участвовать в такого рода фестивалях, государство окажет вам поддержку».
Говоря о роли кино, режиссер подчеркнул, что кинематограф — это в первую очередь реклама. «Например, существует большое количество предубеждений относительно Ирана. Однако когда вы смотрите иранские фильмы, все ваши убеждения меняются. Конечно, на первом плане вы видите политические реалии, описываемые в газетах. Но фильмы затрагивают другие, более глубокие, аспекты реальности страны. Благодаря кино мой интерес к странам очень изменился. Для меня искусство должно выступать в качестве направляющей силы. Например, Россия мне очень нравится своей литературой, кинематографом и еще по целому ряду причин. В некотором смысле искусство является катализатором для любого рода отношений», — сказал Джейлан.
Джейлан отметил, что в Европе особый интерес вызывает румынский кинематограф. «Если вы поедете в Румынию, то заметите, что кино там не особо развито, государственной поддержки тоже очень мало. Самое интересное, что в таких условиях снимают очень хорошие фильмы. Смысл этого заключается в том, что если вы хотите создавать настоящее искусство, то для этого вам нужно не так уж много», — заключил режиссер.