Фильм режиссера Алтана Дёнмеза основан на реальных событиях, которые имели место во время турецкой войны за независимость в начале 20 века.
В частности, история 63 старшеклассников из печально известной школы города Кайсери. Тогда, в 1920 году, молодые люди коллективно оставили учебу и ушли в армию, чтобы помочь государственному подразделению военных, сражавшихся против греков. К сожалению, ни один из учеников не вернулся с войны, и поэтому в том году в школе не было ни одного выпускника.
Предпосылки выглядят весьма перспективными, но, к сожалению, повествование в фильме не демонстрирует в полной мере этой части истории. Это распространенная проблема такого рода фильмов, снятых о данной эпохе, — ни один из режиссеров или продюсеров на самом деле не хочет следовать по пути повествования, который был бы точным, сдержанным и объективным. Почему-то эти фильмы всегда о слезах, которые мы, как зрители, должны пролить, видя борьбу и кровопролитные сражения. И если мы вдруг по какой-то причине не будем плакать, то это наша вина... Когда эта традиция закончится — я не знаю.
Самой очевидной проблемой этого фильма, как отметили многие критики, является использование музыки. Композитор фильма создал амбициозную, подобную оратории симфоническую часть, которая напомнила мне времена, когда мы, будучи школьниками, каждую пятницу должны были петь национальный гимн во дворе школы. Независимо от погодных условий, мы должны были петь национальный гимн, и через некоторое время этот акт стал для нас чем-то машинальным, не имеющим ничего общего с искренностью. Такова же и музыка в “Taş Mektep”: автоматическая, с клише крещендо и деминуэндо, которыми весь фильм покрыт, как торт глазурью. Она постоянно диктует нам, что и как мы должны чувствовать. И хуже всего то, что эта музыка никогда не умолкает на протяжении всех 110 минут. Создается ощущение, что видеоряд имеет лишь вспомогательную функцию, просто как клип, снятый для того, чтобы продемонстрировать вулканическую грандиозность музыки. Никогда раньше я не был столь обеспокоен саундтреком к фильму, но, видимо, все когда-нибудь случается в первый раз.
Итак, в основе — 63 старшеклассника, находящиеся все в нежном 16-летнем возрасте, стремящиеся помочь своей стране в войне за независимость и вступить в армию, несмотря на протесты своих родителей и педагогов. Эта группа учеников состоит не только из турок, но и армян, и греческих мальчиков. Режиссер отчаянно пытается показать через это использование этнического разнообразия, что разные народы, живущие на земле Анатолии, стремились объединиться и защитить страну от захватчиков, кем бы они ни были.
Но в связи с этим возникает проблема с другими сценами в фильме, в которых не показаны ученики, но в которых мы видим греческих военных чиновников или взрослых армян и греков. Эти сцены являют нам плоское изображение этих людей, непременно злых и хитрых. Разве мы не извлекли урока раньше? Когда люди, стоящие в основе турецкого синематографа, собирались сделать шаг вперед в представлении не-турок и показать их как нормальных людей, со сложными эмоциями и мотивациями?
Диалоги в фильме больше похожи на афоризмы, чем на повседневную речь, а сами турки изображены в абсолютно белых тонах вечной доблести. Я не хочу упоминать слабый бэкграунд в фильме — когда ученики приходят на поле боя Сакарья (тут происходило одно из самых крупных и кровавых сражений войны), чтобы помочь Мустафе Кемалю и его команде, там стоит только четыре военных палатки. Как такое возможно на самом деле?
“Taş Mektep”, как это ни печально, — еще одно патриотическое кино, не пытающееся даже пересмотреть историю или хотя бы вызвать дискуссию, а лишь отмахнувшееся от нее в очередной раз. Это как если бы я снова и снова продолжал слушать то поверхностное понимание истории, что уже слышал в средней школе на уроках.