Последняя выставка анталийского художника Бурхана Кума в Стамбуле, посвященная социально-политическому положению и его связи с историей, призывает зрителей задуматься о нескольких видах лицемерия.
Выставка Кума под названием «Возмездие» экспонируется в эти выходные в галерее Проекта Империи (The Empire Project), расположенной в стамбульском районе Сырасельвилер.
Убеждения художника, согласно которым «в настоящее время всё общество находится под своеобразной атакой», находят отражение в нескольких работах Кума. Одно из крупномасштабных полотен под названием «Вторжение в Стамбул Новых Османов» напрямую связано с архитектурным кризисом в Стамбуле, который явился основной причиной нашумевших протестов прошлого лета в парке Гези, а также с предвыборными кампаниями политических партий в преддверии недавних местных выборов в Турции.
На заднем плане картины хорошо просматривается дешевый и безобразный стиль нынешнего строительного бума, который постоянно поддерживается центральными и местными органами власти, в то время как группа мужчин, одетых в духе османской эпохи, пытаются разрезать огромного кита, который, вероятно, был пойман в Босфоре. Образ кита на картине можно интерпретировать по-разному: естественный ритм жизни, который жители города небрежно игнорировали в течение нескольких десятилетий или убийство возможного спасителя города, если обратиться к истории Ионы из Библии или Корана.
Несмотря на то, что некоторые работы Кума, в том числе упомянутую выше, можно расценивать как руководство к действию, их можно рассматривать и как нравоучение. Примером может послужить написанное маслом «Окно 49» — портрет голландского гражданина марокканского происхождения Мохаммеда Буйери, который убил кинорежиссера Тео ван Гога в 2004 году. Ван Гог был известен своими полными ненависти высказываниями в адрес мусульман, звучавшими в его телешоу. После того как Буйери выстрелил в него из ружья посреди улицы и нанес удар ножом в сердце, в стране разразился грандиозный скандал. В то время были еще свежи воспоминания о нападении 11 сентября, и многие мусульмане, живущие на Западе, ассоциировались с терроризмом.
Гражданин Голландии Кум, проживающий на территории страны более 12 лет, закончивший местный университет и защитивший кандидатскую диссертацию на голландском языке, утверждает, что он всегда был в недоумении от бесконечного снисхождения, предоставленного Тео ван Гогу, внуку брата гениального художника XIX века Винсента Ван Гога. «Фамилия Ван Гог имеет "волшебный" резонанс в Голландии», — говорит Кум и добавляет, что именно поэтому даже если кто-то неоднократно говорит гадости про мусульман на национальном телеканале, голландцы, испытывающие коллективную вину за несчастную жизнь великого Ван Гога, позволяют другому члену его семьи с такой же фамилией делать что угодно..
По словам художника, Голландия предпочитает вспоминать XIX век через Ван Гога. «В честь художника в центре города возведен огромный музей, который является наиболее очевидным показателем уважения к данной персоне. Самая большая коллекция произведений Ван Гога хранится в этом музее. Но есть и другие события, произошедшие в XIX веке, которые стоит запомнить. Например, в 1851 году, когда родился Винсент, страна Суринам, производившая бокситы, медь и пиломатериалы, была колонией Королевства Нидерланды, и там все еще практиковалось рабство, запрещенное в Европе. В 1849 году тысячи мусульман погибли при нападении голландцев на остров Бали. В 1881 году, когда европейские империалисты делили африканский континент, тысячи мусульман были беспощадно вырезаны в Марокко. Этот список можно продолжать бесконечно, но когда упоминают о Голландии XIX века, западные люди думают только о Ван Гоге и его автопортретах. Я не думаю, что Буйери умел рисовать. Поэтому участь зарисовать его, сделать его «автопортрет» выпала мне», — отметил Кум в каталоге своей выставки.
Другой весьма многоуровневой работой выставки является «Чиле», состоящая из 40 автопортретов художника. Серия названа турецким словом, происходящим из персидского языка. В оригинале это слово означает число 40 и слово «страдание». Оно относится к мистической концепции дисциплины и очистки духа от низменных желаний в течение 40 дней. Художник так объяснил концепцию данной серии работ: «Для мусульман современной Турции, которые накопили огромные богатства, понятия поста и ограничений потеряли всякий смысл. Каждый аспект жизни способствует использованию религии в качестве инструмента, чтобы оправдать требования капитала. Результатом является презентация единообразия как разнообразия и угнетения как свободы», — заявил Кум. Для получения дополнительной информации посетите www.theempireproject.com.