Последний фильм турецкого кинорежиссёра Нури Бильге Джейлана «Kış Uykusu» («Зимняя спячка») оказался в числе фаворитов на получение «Золотой пальмовой ветви» — высшей награды 67-го Каннского фестиваля.
По словам Джейлана, он не стремится дать какое-либо послание своей работой, кроме того, он пытается запутать зрителя, ставя много неоднозначных вопросов, которые, порой, и сам понимает с трудом.
«Зимняя спячка» является шестой работой режиссера, представленной в Каннах, и входит в список 18 фильмов, претендующих на Золотую пальмовую ветвь. «Зимний спячка» — это эпическая драма продолжительностью 3 часа 16 минут, повествующая о бывшем актере (Халук Билгинер), который вместе со своей женой и сестрой содержит маленький отель в центральной Анатолии. У него сложные отношения с супругой, а сестра страдает из-за недавнего развода.
По словам турецкого режиссёра, работая над фильмом, он не стремился акцентировать какие-либо политические или социальные проблемы. «Мне бы не хотелось, чтобы основная идея моего фильма была понята не до конца. Вместо того чтобы внести ясность в сложный вопрос, я хотел еще более все запутать. Даже если в моем фильме и есть некое политическое послания, то я предпочитаю, чтобы он был скрыт. Конечно, в картине может присутствовать некий социальный фон или метафоры, которые могут быть расценены в качестве политики. Как правило, это лишь сюжет, который делает фильм наиболее приближенным к реальности. Я думаю, что в своих фильмах я ставлю много неоднозначных вопросов, которые сам понимаю с трудом», — поделился режиссер.
Джейлан рассказал, что создавая в фильме типологию «турецкой интеллигенции», он был вдохновлен некоторыми людьми, в том числе и собой. Он подчеркнул, что это ни в коем случае не является критикой, но он просто не мог не сделать акцент на некоторых характерных особенностях тех или иных людей.
На вопрос о самой большой проблеме турецкой интеллигенции Джейлан ответил, что не может назвать то, что мы называем «турецкой интеллигенцией», каким-то одним словом, обобщив всех.
«Но я с уверенностью могу сказать о характеристике некоторых персонажей в фильме. Несмотря на то что у них хорошо развита интуиция и они много знают о других людях, сами они удивительно безграмотны в познании себя. Они ловко обманывают самих себя, когда что-то у них не получается, и, как правило, все, что они делают, делают с чувством собственного достоинства. И было бы гораздо полезнее, если бы хотя бы половина энергии, затраченной на самозащиту, была затрачена на то, чтобы «взглянуть правде в глаза», — отметил Джейлан.
О том, как он сумел показать все эти особенности в фильме, Джейлан сообщил, что три персонажа, которые знают друг друга очень хорошо, злятся друг на друга за обман и стараются следовать «правилам игры», чтобы не быть обманутыми.