Собчак вернули, но обрезали, а Билан чуть не захлебнулся наградой…

Главное, сделать первый шаг. Любому из организаторов музыкальных премий (а их у нас не одна и не две) до последней пятницы, наверное, и в голову не приходило представить кошмар кошмаров — церемонию вручения музыкальных поп-наград национального масштаба без Филиппа Киркорова и (или) Николая Баскова.

И надо же! Небеса не рухнули на землю. Конечно, без задиристо-игривого пикирования двух поп-монарших особ нашей эстрады, бесконечно препирающихся, на радость осоловевшей публике — кто из них король, кто император, кто принц или нищий, — в «Олимпийском» словно чего-то не хватало. Как ни крути, а оба — настоящие артисты, шикарные певцы, блестящие (в переносном и прямом смысле) шоумены и подлинные украшения любого ивента. Но времена нынче такие, что подчас все меняется так быстро и непредсказуемо, что и глазом не успеешь моргнуть…

Вот кто еще недавно мог подумать, например, что где-то и когда-то может обойтись у нас без Аллы Пугачевой? А Примадонна взяла и сама нас к этому приучила, вероломно уйдя со сцены пять лет назад. Однако самая масштабная из всех домашних церемоний Премия МузТВ все-таки не обошлась — вспомнила и поздравила в пятницу нашу Живую Легенду с очередным юбилеем (в апреле ей стало 65), прокрутив на огромных экранах безразмерного «Олимпийского» щемяще-ностальгический мини-фильм о Женщине, которая поет. Потом «Женщину, которая поет» в уже не щемящем, а гремящем гитарным лязгом хард-роке пропел ее внук Никита Пресняков, «вручанткой» одной из номинаций выступила ее дочь и мать Никиты Кристина Орбакайте, в вип-партере сидел, приковывая к себе взгляды, второй внук-красавчик Дени Байсаров. Мимо носился, пугая людей неожиданностью, пародист Александр Песков в обнимку с какой-то подделкой под Пугачеву, а одним из «хостов» церемонии был чрезвычайный и полномочный супруг Максим Галкин, который, хотел того или нет, но то и дело «отвечал за Аллу»... Так что, собственно, Наше Всё не то что незримой тенью, а вполне зримой «реинкарнацией» в многочисленных образах заполнила собой практически все пространство многотысячной арены. Вот и Киркоров с Басковым, возможно, находятся на этом же пути к подлинной вечности.

Впрочем, и Филипп, и Николай (и тут как раз хорошо, что премий, «по версиям» которых объявляются чемпионы сезона, не одна и не две) вовсе не преданы забвению. В нашей эмкашной ZD Awards, традиционно открывающей «наградной сезон» еще по зиме, г-н Басков пробился в «певцы года», а буквально неделю назад песня г-на Киркорова «Радость моя» из фильма «Любовь в большом городе-3» была объявлена «лучшим саундтреком» года. Так что можно уже и честь знать, уступить-таки дорогу «молодым» — тем же Диме Билану и Сергею Лазареву. Гневные филиппики Филиппа «да кто такой этот Билан, пусть с мое посидит в хит-парадах!», фонтанировавшие огненным Везувием на «Евровидении» в Хельсинки в далеком уже 2007-м (уже и не вспомнить из-за чего), до сих пор звенят в ушах, а Билан весьма биланисто уже забрал вот 12-ю премиальную тарелку МузТВ в «басковской» (по зимней версии «ЗД») номинации «Исполнитель года». А между ними еще одним «Исполнителем» успел наградиться Григорий Лепс, а «артистом года» — Стас Михайлов. В общем, всем братьям по кольцам, и это правильно, потому как лучших все-таки, и к счастью, больше, чем одна верхняя строчка в номинации.

Да и с тем же Лазаревым — как мучительно иной раз было устроителям разных церемоний «развести» его с Биланом, чтобы ублажить двух «мегапупсов» нашего поп-Олимпа, всегда очень ревностно (не хуже Баскова с Киркоровым) следящих друг за другом. Впрочем, соперничество поп-звезд с годами не то что потеряло остроту, но стало менее болезненным, поскольку каждый из них уже доказал и самостийность, и самодостаточность, и награда г-ну Лазареву за «Лучшее концертное шоу» (премьера которого прошла в том же «Олимпийском») не только вызвала форменно-оргазмический писк внушительной группы фанаток, засевших в фан-зоне, но и сдержанное согласие независимых экспертов. Перформансы же обоих на пятничной церемонии (артистизм, квалификация и абсолютный контакт с публикой) стали более чем убедительным доказательством заслуженных наград. К тому же они рискнули здоровьем, на радость толпе. Серж без страховки взмыл под крышу зала, балансируя и пританцовывая на узенькой платформе, а «Sexy года» (по «зимней» версии ZD Awards) Димыч сразил публику грандиозным финалом, исполнив «Малыш» («Песню года» по версии другой премии) под настоящим «крутящимся» водопадом. Первый раз этот аттракцион устроила Милен Фармер лет 8 назад, и вот наконец передовая французская технология доковыляла до России. Правда, мадам Фармер вышла тогда сухой из воды, а Билан пел, задрав голову, и чуть не захлебнулся, заглотнув немало жидкости. Заграничная техника на местной почве дала сбой — и что-то полилось не туда куда надо. Мокрый, как болонка, Билан при этом не «уронил» ни одной живой ноты. Хотелось бы взглянуть в этой ситуации на испуганную француженку. Просто герой!

«Сто тысяч евро!» — то ли обреченно, то ли с гордостью сообщил «по секрету» Арман Давлетьяров, гендиректор телеканала. Это цена билановского трюка. Постановка других номеров обошлась в среднем раза в два дешевле — но все-таки по «полташке» зелени на каждую звездную поп-голову. Номера отличались роскошеством постановки и режиссерской фантазией, хотя, конечно, и проглядывали подглядывания за зарубежными коллегами. Но если креатив и технологию можно позаимствовать, то энергоемкость творческих калорий кроме как из самого (самой) себя не выжмешь, и артисты (победители и номинанты), казалось, старались перещеголять друг друга в этой творческой «калорийности». Выступления Нюши, Ани Лорак, A Studio или Serebro ничего, кроме восторга, не вызывали — прямо завтра хоть на «Евровидение», хоть на «Грэмми». Пережив (во многом благодаря фантазиям киевского режиссера-постановщика Олега Боднарчука) «перезагрузку» в прошлом году, церемония теперь вошла в стадию «Эволюции», выбрав именно это понятие подзаголовком ивента.

■ ■ ■

«Эволюция» как бы противопоставлялась «революции» — тоже категории актуальной для нашего времени, хотя и пугающей кое-кого. Организаторы в шутливой форме, но не один раз и довольно настойчиво специально противопоставляли эти понятия, но ирония вышла в том, что эта самая «эволюция» категорически революционным образом отразилась не только на форме, но и на содержании мероприятия. И главным элементом оной «революционной эволюции» оказалась «прощеная» Ксения Собчак, которую в свое время именно с церемонии МузТВ изгнали за политическую неблагонадежность. Благодаря таинственной загогулине эволюции г-жа Собчак теперь снова кочует, как цыганский табор, с премии на премию, с церемонии на церемонию. Недавно она была Оксаной Север с сатирическим клипом-хохмой «Родному», а в пятницу открыла церемонию, выйдя к публике с бородой под именем Кончиты Собчак. И произнесла речь, которая, несмотря на прямой эфир, в эфире не прозвучала. Чудеса! А говорила она очень смешно и остроумно: что отпустила бороду, потому что отпускать — это тренд времени, президент вот отпустил Ходорковского, Украина отпустила Крым, а она, стало быть, отпустила бороду, на которую к тому же исторически имеет полное право, потому как «по пьяни» дала ее когда-то поносить Ивану Урганту и забыла про это на какое-то время. Но теперь она законно вернула себе историческую бороду и с ней вполне может претендовать даже на звание народной артистки Чечни, что намного круче, чем какое-то там «Евровидение». В «прямом эфире» не осталось, кроме самой бороды, конечно, ничего — ни Ходора, ни Крыма, ни Чечни. Зато все колкости в адрес соведущего церемонии Максима Галкина и его супруги, конечно, остались, хотя были на порядок преснее, чем изящная политсатира. То ли Ксюша из себя это силой выжимала, то ли авторитет Примадонны заставлял ее «фильтровать базар» намного тщательнее, чем когда она вспоминает былого друга своей семьи.

Глядя из-за кулис на виражи текущей «Эволюции», одна из поп-звезд тревожно обратила внимание на то, что после всех этих «географических событий» (изумительная формулировка на пять баллов) даже на музыкальной церемонии в интонациях ведущих появились «какие-то металлические нотки», когда они уже не произносят, а прямо-таки чеканят формулировки вроде «народный артист СССР-р-р, Р-р-россии» и пррр. И впрямь ощущался этот легкий сюрреалистический диссонанс между ультрамодерновой формой, этаким роскошным пиром шоу-бизнеса, и тем агрессивно-угрюмым политпропом окружающего нас информационного фона, который драматически усугубляется с каждым днем и уже не один сезон подряд. Насколько долго протянет это противоречие — цивильной формы и мракобесия содержания — вопрос открытый. Тем ценнее, что в «Олимпийском» в минувшую пятницу мы еще успели посмотреть музыкальную церемонию действительно «мирового уровня» (как и было обещано в анонсе). А уж куда дальше заведет эволюция, даже с Ксенией Собчак в роли ведущей, не знает никто…

Победители «Премии МУЗ-ТВ 2014. Эволюция»

Лучший исполнитель: Дима Билан

Также номинировались: Валерий Меладзе/Григорий Лепс/Сергей Лазарев/ Филипп Киркоров

Лучшая исполнительница: Нюша

Также номинировались: Ани Лорак/Ева Польна/Ёлка/Земфира

Лучшая песня: Serebro – «Мало тебя»

Также номинировались: A`Studio – «Папа, Мама»/Винтаж – «Знак Водолея»/Дискотека Авария – «К.У.К.Л.А.» (ChinKong Production Mix)/Пицца – «Оружие»

Лучший альбом: Макс Корж – «Жить в Кайф»

Также номинировались: Винтаж – «Very Dance»/Дима Билан – «Дотянись»/Леонид Агутин – «Тайна Склеенных страниц»/Мумий Тролль – «SOS Матросу»

Лучший хип-хоп проект: Джиган

Также номинировались: Банд`Эрос/Баста/Каста/Макс Корж

Лучшая рок-группа: Звери

Также номинировались: Би-2/Мумий Тролль/Нервы/Ленинград

Лучшая поп-группа: Serebro

Также номинировались: A`Studio/Винтаж/Градусы/Дискотека Авария

Лучший дуэт: A`Studio feat. Игорь Крутой – «Папа, Мама»

Также номинировались:Serebro feat. DJ M.E.G.– «Угар»/Николай Басков feat. Натали – «Николай»/«Винтаж» feat. DJ Smash – «Три желания»/Григорий Лепс feat. Ани Лорак - «Зеркала»

Лучшее видео: Валерий Меладзе feat. Валерия – «Не теряй меня»

Также номинировались: Вера Брежнева – «Хороший День»/Градусы – «Я всегда помню о главном»/Нюша – «Наедине»/ Полина Гагарина – «Навек»

Прорыв года: Пицца

Также номинировались: FRANKY/FruKtЫ/L`one/Денис Клявер

Лучшее концертное шоу: Сергей Лазарев – «Лазарев» / СК «Олимпийский»

Также номинировались: EMIN/КЗ «Крокус Сити Холл»/Ани Лорак/ «Государственный Кремлевский Дворец»/ Ева Польна – «Все обо мне» / КЗ «Крокус Сити Холл»/Нюша – «Объединение» / КЗ «Крокус Сити Холл»

Специальные награды получили:

«За вклад в развитие музыкальной индустрии» - Игорь Николаев

«За вклад в жизнь» - Евгений Плющенко

«Премия «МУЗ-ТВ 2014.Эволюция» – Все самое лучшее в музыкальной индустрии. Лучшие артисты, хиты года, живой звук, шоу мирового уровня. Специальными гостями ХII Премии стали: мировая звезда Крейг Дэвид, который уже несколько месяцев ведет свое реалити шоу «Live с Крейгом Дэвидом» на канале «МУЗ-ТВ», лидер мировых хит-парадов, гость из Европы – OLA и победительница проекта «Голос. Дети» Алиса Кожикина. Ведущие Премии – Ксения Собчак, Максим Галкин, Лера Кудрявцева и Андрей Малахов.

Артур Гаспарян, Московский Комсомолец