Выставка, проходящая в историческом стамбульском центре Tophane-i Amire в районе Топхане, рассказывает ценителям искусства об идентичности и трансформации, переезде и поиске жилья, миграции и неизбежных переменах. Экспозиция выставки построена на опыте людей, переехавших в другую страну в поисках лучшей жизни.
На выставке под названием «Следы на дороге» представлены работы нескольких художников. Цель этого мероприятия — воздать должное мигрантам из Турции, покинувшим свою родину, чтобы начать новую жизнь в Бельгии.
«Пятьдесят лет назад турецкий народ начал приезжать в Бельгию. Они были полны надежд и желаний создать лучшую жизнь для себя и для тех, кого они любят. Некоторые из них воплотили свои мечты в реальность, а некоторые остались разочарованы. Несмотря на мотивы, толкнувшие их на переезд, — будь то поиски счастья и богатства или, возможно, угрызения совести — они оказались в новом месте, став его частью. Мигранты изменили не только себя, но и то общество, куда они попали. Они научили людей в другой стране ценить еду и музыку, традиции и обычаи турецкого народа. Пятьдесят лет спустя после иммиграции изменилась и сама Бельгия. Жители Бельгии приблизились к пониманию мироощущения турецкого народа в его разнообразии вкусов, чувстве цвета, стиле мышления и поведения», — говорится в предисловии к каталогу выставки.
На выставке, куратором которой является Аннеке Лоуверт, а координатором Жизель Мариен, собраны работы бельгийских современных художников, в основном выходцев из провинции Манур. Каждый художник, представивший свои работы на выставке, стремится выразить фундаментальный характер миграции и эмоциональное состояние мигрантов, используя такие разнообразные материалы и приемы, как фото, резина, стекло, текстиль, керамика или видеозаписи.
В своей инсталляции «Всемирная стена» Билял Бахир показал страну, в которой он был воспитан и которая была разрушена войной. Мари Кантерлот воссоздала дорожную карту миграции ее предков, переезжавших из страны в страну в течение последних шести веков, назвав её «Родословная иммиграции». В своей другой работе под названием «Эра переселения» она изобразила чемоданы и сумки, привозимые турецкими мигрантами в Бельгию в течение последних пяти десятилетий, как бы говоря о том, что, возможно, изменился дизайн и внешний вид чемоданов, но не изменилось их содержимое.
Бенедикт де Мееус создала статуэтки двух женщин, в позах которых сквозит скорбь. В своей работе под названием «Угадай, кто?» художница использовала газеты, чтобы подчеркнуть значение языка в жизни иммигранта.
В серию работ Пола Ханскина под названием «Брюссель — маленькая Анатолия: Улица Рояль Сент Мари» входят несколько рисунков, основанных на фотографиях, сделанных на улице Брюсселя, где 90% жителей имеют турецкое происхождение. Мартин Лалу в работе «Виртуальная болезнь» рассказывает о коммуникационных технологиях, позволяющих иммигрантам общаться со своими близкими. На миниатюрах Klaartje Schrijvers изображены сотни деревьев без листьев, корни которых оторваны от почвы, напоминающих людей, находящихся в изгнании.
На выставке «Следы на дороге» также представлены работы таких художников, как Изабель Алмейда, Barnard Boigelot, Фабьен Кристин, Фред Коллин, Catherince Delbruyere, Аннеке Lauwaert, Филипп Лютен, Eileen Meulenbergs, Андре Навез, Жак Патрис, Франсуаза Бастин, Дафна Сермеус и Полин Тонглет.
Выставка проходит в центре Tophane-i Amire. Позже работы современных художников будут выставлены в течение трех недель в городе Эскишехир в центральной Анатолии, откуда полвека назад огромное количество людей в поисках счастья отправилось в Бельгию.