Guruldayan Kalpler: Портрет художника-строителя

Релиз остроумной комедии режиссера Омера Угура ‘Guruldayan Kalpler’ («Бурчащие сердца») совпал со стамбульской биеннале – событием, от которого мы получаем удовольствие и переосмысливаем свое понимание искусства. Ну, по крайней мере, я.

Основной вопрос всегда висит в воздухе: искусство ради искусства или же искусство для людей?

Омер Угур и сценарист Канер Гюлер ставят этот вопрос на протяжении всей своей черной комедии, напрочь лишенной помпезности и поучительности. Режиссер и сценарист передают верную мысль, что великое искусство способно затронуть любого человека, будь то тонкий ценитель прекрасного или бедный мусорщик. Поэтому возникает другой вопрос: как можно определить, что перед нами – великое произведение искусства или полная бессмыслица.

Мит Яшар (Несип Мемили) – бедствующий строитель. Он очень упрям, но у него доброе сердце. Честность Яшара служит постоянной причиной для его увольнения из-за спекуляции подрядных организаций. К сожалению, он неоднократно разоряется и влезает в долги. Его жене Викдан (Алги Эке) палец в рот не клади, но она, кажется, принимает образ мысли своего мужа и надеется на лучшее. Яшар и Викдан образуют замечательный экранный дуэт; их веселое подшучивание друг над другом и взаимная любовь являются лучшим образцом крепких взаимоотношений, который только можно встретить в современном кинематографе. Сценаристу Гюлеру отдельное спасибо за живые диалоги в фильме, наполненные человеческой теплотой.

Главного героя подставляют нечестные друзья. Они просят его вывезти ненужный хлам из здания. За этим делом его застает современная художница и скульптор Гюля (Девин Озгур Джинар). Оказывается, что промышленный комплекс – это ее дом и творческая мастерская. Гюля хорошая женщина, хотя немного высокомерна. После того как художница узнает историю горе-мусорщика, она нанимает его своим помощником.

Перед простоватым Яшаром открывается новый мир современного искусства. Поначалу он слушает Гулю с неловким видом, когда та начинает рассказывать о сюрреализме, метафорах, образах и значении Вселенной.

Но постепенно Яшар вникает в ход дела и полностью погружается в искусство создания скульптур. Они начинают творить шедевры из труб, обрезков и металла. В конце концов, он же – строитель.

В результате Яшар становится посмешищем для своего окружения, простых рабочих парней, но Викдан начинает поддерживать супруга в новой профессии и пытается вникнуть в суть его работы. Затем происходит ряд событий, когда открывается вечерняя выставка Гюли. На этой выставке, в окружении шедевров современного искусства, пара чувствует себя как две рыбы, выброшенные на берег. Викдан, которая уже выпила много коктейлей, начинает громко возмущаться по поводу астрономических цен на изделия из труб и металлических обрезков. Это сцена выявляет конфликт между сознанием обывателей и псевдо-интеллектуалов.

Скульптура под названием «Хаос» (представляющая, конечно же, хаос Вселенной) является звездой выставки Гюли. Проблема возникает, когда произведение искусства, которое вот-вот должен забрать богатый покупатель, оказывается сданным в металлолом наивной тещей Яшара. Но Яшар не может потерять работу, он создает для покупателя точный макет до того, как Гюля успевает что-либо заподозрить. Но ситуация становится еще более абсурдной, когда макет воруют.

Однако лучшей частью фильма является эпизод, когда мусорщик, которому тёща сдала оригинал «Хаоса», оказывается заинтригованным красотой произведения и объявляет, что «оно принесло спокойствие в его хаотичный мир». Ну как можно этому возразить?

‘Guruldayan Kalpler’ – это исследование огромной пропасти, пролегающей между интеллектуальной элитой и рабочим классом, когда к людям приходит осознание искусства. Это отличный пример черного юмора с долей беззаботности.

Фильм отличается от язвительных критических обзоров своим твердым убеждением, что каждый имеет право на доступ и наслаждение искусством, которое трогает его душу. И даже если искусство не жизнеутверждающее, оно, возможно, показывает жизнь с плохой стороны. Пусть так и будет, пока оно производит разное впечатление.

По этой причине обратите внимание на остроумный отзыв к «Фонтану» Марселя Дюшана – обычному писсуару, представленному на выставке Общества независимых художников в 1917 году. И после просмотра этого фильма слова Стивена Сондхайма зазвучат вполне правдиво: «Искусство само по себе является попыткой привнести порядок за пределы хаоса».

Эмине Йылдырым, МК-Турция