Его зовут Зеки Демиркубуз. Он уже приобрел определенную репутацию благодаря своим мощным фильмам, которые всегда оставляют зрителя со смешанными чувствами – начиная от благоговения и заканчивая отвращением. Но одно несомненно: этот режиссер, безусловно, имеет свое видение. И его последний фильм Bulantı («Тошнота»), наполненный острыми драматическими моментами, является тому подтверждением.
Одно можно сказать наверняка: режиссер Демиркубуз жив и здоров и по-прежнему создает фильм за фильмом, продолжая свою 20-летнюю карьеру, несмотря на то, что его две последние полнометражные картины стали жертвами сокращения производства, а их съемки проводились в закрытых помещениях с урезанным количеством персонажей. Самые запоминающиеся и сильные фильмы Демиркубуза – Masumiyet («Невинность»), Kader («Судьба»), и Yazgı («Рок») – до сих пор запечатлены в памяти многочисленных поклонников его кино благодаря «углубленному изображению человеческих страданий и одержимости маргиналов турецкого общества».
Режиссеру свойственен очень выразительный почерк, когда речь заходит о повествовании и стиле. В центре сюжета находятся отношения между персонажами и средой их обитания, почти всегда в воздухе ощущается чувство презрения и мятежа, но тех, кто стоит на позиции правдивости и уязвимости, все сложнее отыскать. Для Демиркубуза не существует готовой формулы кинематографического творчества, ему свойственна преданность интуиции, следующей по собственной траектории.
Действие фильма Bulantı разворачивается вокруг одного конкретного человека по имени Ахмет (актер Демиркубуз) – на первый взгляд успешного университетского профессора, живущего с женой и маленьким сыном в окрестностях Стамбула, в престижном районе Джихангир. Но уже в начале фильма показано безразличие Ахмета к своей семье, которое он, очевидно, и не скрывает. И Ахмет отправляет их на отдых, так как ему необходим «свежий воздух». Под «свежим воздухом», как затем выясняется, он подразумевал любовницу Aсли (большой дебют на экране актрисы Oйкю Караель). Это красивая и уверенная в себе молодая женщина, которая, как казалось, воспринимает ситуацию такой, какая она есть. Последующее ДТП со смертельным исходом, в котором погибают его жена и сын, в буквальном смысле толкает Ахмета ко второму этапу жизни.
Бездна горя вошла в его жизнь, но Ахмет ведет себя так, как будто ничего не изменилось. Он ведет занятия, продолжает встречаться с Асли и живет как обычный, довольный жизнью человек. Мы начинаем задумываться, является ли Ахмет бессердечным человеком с привычными проблемами, или же он пытается внешними событиями заглушить свою боль. Вихрь событий постоянно проверяет характер и психологическое состояние Ахмета, как и новые женщины, вьющиеся вокруг него. Так, Aсли, которая никак не может понять, какое место в личной жизни Ахмета она занимает, пытается цепляться за него, даже несмотря на то, что планирует переехать в Нью-Йорк. Самым ярким женским персонажем является управляющая Нариман (актриса Шебнем Хассанисоглы), она готовит и убирает в доме Ахмета ради его покойной жены, которую она уважала и обожала. Наконец, есть Ёзге (Джемре Эбуззия), бывшая студентка, которая ищет внимания Ахмета в надежде на захватывающий «романтический опыт».
Несмотря на интригующие и хорошо прописанные в фильме женские персонажи, Демиркубуз держит внимание зрителей на собственном герое. Так, камера в основном следует за действиями и реакциями Ахмета, что заставляет нас задаться вопросом и попытаться понять, какой же он человек на самом деле. Персонаж Ахмета остается загадкой на протяжении всего фильма, и, хотя мотивы его поступков зачастую остаются неясными, мы постепенно понимаем, что, скорее всего, он предпочитает проживать жизнь, как бы наблюдая за ней со стороны. В фильме есть несколько забавных моментов с черным юмором, когда главный герой встречается с женщинами, и эти сцены раскрывают всё лицемерие человеческих отношений как с социально-экономической, так и гендерной точки зрения.
Скорее всего, это наиболее смешной фильм Демиркубуза – особенно если принять во внимание веселые речи псевдо-экзистенциалиста врача (Эрджан Кесаль) и сцены с ошеломляющим обольщением Ёзге, что мастерски трансформирует фильм от уровня пародии Вуди Аллена до уровня эпатажных картин Катрин Брейя.
Возможно, режиссер надеется на то, что Ахмет, наконец, заглянет в душу самому себе и примет свое горе, если он действительно его ощущал. Его образ скрытной личности встретится с невольным руководством не осуждающей других и обездоленной Нариман – простой и в то же время сложной женщины, которая в наименьшей степени подвержена интеллектуальному бегству Ахмета.
Таким образом, если вы хотите увидеть правдивые страдания и потенциал человеческой подлости, то непременно посмотрите фильм Демиркубуза – ему как никому другому удается показать это в своих картинах. Возможно, Bulantı и не самый мощный фильм режиссера, но Демиркубуз снова сумел «вытянуть наши кишки» и подтолкнуть нас к размышлению о наших собственных «оттенках тьмы».