Музыка всегда играла неотъемлемую роль в турецкой культуре и может похвастаться богатым изобилием, формировавшимся на протяжении веков и отражающим культурное, историческое и географическое разнообразие региона.
Ниже приводится хронология того, какая музыка создавалась и исполнялась на землях современной Турции.
Древние корни (до VII века):
Корни турецкой музыки переплетаются с древними цивилизациями, которые когда-то процветали в Анатолии. Влияние хеттской, фригийской и урартской культур заложило основу для уникальных мелодических и ритмических элементов, которые характеризуют турецкую музыку.
Византийская эпоха (4-15 века):
С приходом христианства византийские гимны и религиозная музыка оставили неизгладимый след в музыкальном ландшафте. Когда Византийская империя распалась, с миграцией тюркских племен появились новые инструменты и вокальные стили, создав плавильный котел музыкальных влияний.
Османская империя (14-20 века):
Османская эпоха представляет собой золотой век турецкой музыки. В изысканной музыке Османской империи сочетались персидские, арабские и византийские мотивы. Классическая османская музыкальная традиция, известная как «турецкая классическая музыка» или «османская классическая музыка», возникла со сложными композициями на основе макама и замысловатыми ритмическими узорами. В выступлениях традиционно участвует сольный певец и небольшой или средний инструментальный ансамбль.
19 век:
Реформы Танзимата в XIX веке глубоко повлияли на турецкую музыку. Принятие западных инструментов и систем обозначений открыло новую эру слияния. Такие композиторы, как Хаджи Ариф Бей, стали пионерами интеграции западных музыкальных элементов в турецкие композиции.
Начало 20 века:
Распад Османской империи и создание Турецкой Республики под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка привели к радикальным культурным изменениям. В рамках усилий по модернизации возникла новая форма турецкой музыки, известная как «Türk Sanat Müziği» (турецкая художественная музыка), сочетающая западные гармонии с традиционными турецкими гаммами.
«Турецкая пятерка» — это прозвище пяти композиторов, которые родились с разницей в несколько лет на рубеже 20-го века и задали тон переходу турецкой классической музыки в новый жанр, сочетающий западные и турецкие элементы. В пятёрку вошли Ахмет Аднан Сайгун, Ульви Джемаль Эркин, Джемаль Решит Рей, Хасан Ферит Алнар и Неджил Казим Акшес.
Середина 20 века:
В период после Второй мировой войны начался подъем Türk Sanat Müziği, а такие музыканты, как Зеки Мюрен, регулярно появлялись на телевидении с концертами в сопровождении полного оркестра. Между тем, в это время, с 1950-х по 1960-е годы, исполнитель на багламе Нешет Эрташ исполнял форму народной музыки с анатолийским влиянием, которая получила название «Türk Halk Müziği».
1960-е: набирает популярность турецкая поп-музыка
Турецкая поп-музыка возникла в 1960-е годы под влиянием западного рок-н-ролла. Такие исполнители, как Ажда Пеккан, считающаяся «суперзвездой» турецкой поп-музыки, смешивали западные элементы в своих песнях, многие из которых также представляли собой турецкие вариации популярных зарубежных песен. Ажда Пеккан продолжает оставаться одной из самых влиятельных музыкантов в истории Турции. Она не только выступает до сих пор, но и почти каждое поколение, живущее в Турции, знает и любит ее музыку. Фикрет Кызылок и Оздемир Эрдоган являются другими популярными музыкантами того времени, чья музыка сочетала в себе элементы поп-музыки и фолка.
Между тем среди поп-исполнителей начал процветать жанр, называемый «турецкий Hafif Müziği», который характеризовался включением турецкой лирики в западные песни и аранжировки. Другими словами, именно тогда появились турецкие кавер-версии, как например интерпретация Аждой Пеккан известной песни Глоры Гейнор «I Will Survive».
1970-е: рождение анатолийского рока
1970-е годы стали периодом расцвета турецкой музыки с появлением анатолийского рока, жанра, сочетающего в себе рок и традиционный анатолийский фолк. Такие группы, как Moğollar, и музыканты, как Эркин Корай, Барыш Манчо, Сельда Багджан и Джем Караджа, стали синонимами этого движения и музыки, также называемой «психоделическим роком», и в 21 веке они пережили возрождение.
1980-е: формируется стиль «Арабеск»
Ибрахим Татлысес и Орхан Генджебай в1980-х годах популяризировали музыку «арабеск», жанр, сочетающий в себе турецкий фолк с арабскими и византийскими элементами, который отражал социальную и экономическую борьбу того времени, отмеченную между городом и деревней. Этот стиль глубоко резонировал с быстро меняющимся обществом, особенно в Стамбуле.
Между тем, в это время процветала и турецкая поп-музыка. Именно тогда появились всемирно известные артисты, такие как Сезен Аксу. Сезен Аксу, Нилуфер, Каяхан и Ажда Пеккан постоянно давали концерты, а Аксу фактически обучала вокалистов тому, чтобы они стали поп-иконами следующего поколения, что они и сделали.
1990-е: турецкая поп-музыка выходит на мировой уровень
1990-е годы стали поворотным моментом с глобальным успехом песни Таркана «Şımarık» («Kiss Kiss»), которая сделала вокалиста международной сенсацией и открыла двери турецким артистам на мировую сцену. Частично популярность Таркана заключалась в привнесении в его поп-песни элементов турецкого фольклора. Несмотря на то, что музыка в Турции пошла по двум разным траекториям: поп-музыка охватывала западные элементы, а арабески опирались на анатолийское музыкальное наследие страны, таким музыкантам, как Таркан, удалось преодолеть этот разрыв, и его музыка приобрела беспрецедентную популярность.
Эта эпоха также стала свидетелем расцвета турецкой рок-музыки: такие группы, как Duman, Athena и Mavi Sakal, создали совершенно новый жанр турецкой рок-музыки под влиянием своих анатолийских рок-предшественников.
2000-е: эпоха Евровидения
Турция дебютировала на Евровидении в 2000 году в Стокгольме, Швеция, с песней "Yorgunum Anla" в исполнении Пинар Айхан и SOS. Три года спустя, в 2003 году, Турция выиграла «Евровидение» в Риге, с песней Сертаб Эренер «Everyway That I Can». Эта победа ознаменовала собой значительное достижение страны в истории Евровидения.
21 век принес волну музыкального разнообразия, и турецкий рэп приобрел известность благодаря таким артистам, как Ceza, сочетающим традиционное звучание с современными битами. Инди и электронная музыка также процветали, демонстрируя экспериментальный дух турецких музыкантов.
2020-е годы: Инновации и глобальное сотрудничество
Турецкая музыка продолжает внедрять инновации в глобальном масштабе. Пока такие артисты, как Алейна Тилки и Сила, исследуют новые звуковые территории и сотрудничают с артистами со всего мира, Гайе Су Акыол гастролирует по миру со своим уникальным сочетанием электронных битов и анатолийских попурри, а Эвренджан Гюндюз прокладывает путь возрождению анатолийского рока.