Скажет или не скажет? Закончится ли наконец “пытка неизвестностью”?
Обычно съезды “Единой России” — настолько заформализованные мероприятия, что получать от них удовольствие могут только маньяки.
Но предстоящего форума нашей новой “руководящей и направляющей силы” российская элита ждет, словно кот блюдце со сметаной.
Нет, ни у кого нет уверенности, что Путин вдруг раскроет свои карты и назовет имя преемника Медведева. Есть лишь надежда, что ВВП прекратит свою излюбленную игру в кошки-мышки.
Но вот насколько эта надежда оправданна? Публичная политика для Путина — это прежде всего искусство изумлять. Иногда мне кажется, что наш премьер специально насмехается над “экспертами”, уверенными в своей способности предсказывать действия ВВП. Но если отбросить внешнюю мишуру, то на предстоящем съезде у Путина есть только три варианта действий.
Вариант первый. Медведев — наш президент. Нет и еще раз нет! Вы меня поняли неправильно. В российском политическом классе почти не осталось простаков, считающих, что ВВП даст Медведеву возможность стать полноправным лидером страны. Но весьма значительное количество серьезных людей уверено: у Дмитрия Анатольевича есть шанс и в дальнейшем остаться “президентом при премьере”.
“Путин уже давно реализовал все свои мечты, — сказал мне, например, близкий к эпицентру российской власти человек. — Перед ним сейчас стоит только один вызов: как сделать так, чтобы все оставить как есть? Да, Медведев сейчас вызывает у Владимира Владимировича откровенное раздражение. Но при этом он по-прежнему плоть от путинской плоти. С точки зрения Путина, на посту президента Медведев не совершил никаких катастрофических ошибок. И он вполне может рассчитывать на новый срок”.
У меня такие аргументы вызывают внутреннее неприятие. Если все так, то зачем ВВП в свое время было пробивать решение об увеличении президентского срока до шести лет? Чтобы сделать еще более приятным пребывание Дмитрия Анатольевича в должности “президентского местоблюстителя”?
Но даже если Путин все-таки настроен продлить пребывание Медведева в Кремле, объявлять об этом на съезде никто не будет. ВВП фактически превратил предстоящие думские выборы в референдум о доверии собственной персоне. Вся предвыборная кампания партии власти крутится вокруг фигуры Владимира Владимировича. Усилиями официальной пропаганды Медведев превращен во второстепенного персонажа. Типа президент в России у нас, конечно, еще есть. Но все народные мечты о светлом будущем связаны исключительно с премьером.
Провозглашать Медведева кандидатом в президенты на съезде означало бы для Путина ломать собственную игру. Нет, если ВВП и предложит оставить Медведева в президентах, то он сделает это с позиции силы — после своей триумфальной победы на думских выборах.
Вариант второй. Путин — наш президент. Амбициозность для политика — качество положительное. Но принципа “не говори гоп, пока не перепрыгнешь” тоже пока никто не отменял. Если чрезмерно поспешить с громкими заявлениями, можно запросто стать предметом насмешек. Например, Михаил Прохоров заговорил о своей готовности стать премьером, еще ничего не добившись в качестве партийного лидера. И для многих это стало сигналом: а наш бизнес-титан в политике-то склонен к маниловщине!
Путин таких элементарных ошибок, естественно, не совершит. О своем новом президентстве он сможет заговорить, только заручившись “мандатом народного доверия”. А дать ВВП такой мандат опять же смогут лишь думские выборы в декабре.
Вариант третий. Ждите, господа, ждите. Итак, не видать нашей политической элите “блюдца со сметаной”? Похоже, что так. На съезде “Единой России” нас будут всячески развлекать. Владимир Владимирович обязательно выступит с проникновенной программной речью. Что-то хорошее должен сказать и Дмитрий Анатольевич — но только так, чтобы не затмить главного героя дня. Обязательно будут на съезде и сюрпризы. Организаторы действа видят свою задачу в том, чтобы мы сказали: “Ай да Путин! Мы-то думали, что он уже местами стал напоминать заезженную пластинку! А он-то вдруг такое выдал свежее и неожиданное!”
Но главного — фамилии “преемника преемника” — мы скорее всего не услышим до начала зимы. Путин известен своей привычкой оттягивать принципиально важные решения до самого последнего возможного момента. Многих эта привычка раздражает. Но сейчас курс действий “отложить” диктуется не только путинскими инстинктами, но и политической целесообразностью. Поэтому пейте осенью кефир, господа политтусовщики! “Верховный поставщик сметаны” Владимир Путин берет на несколько недель тайм-аут!