Президенты (тандем) не слезают с экрана. Встречаются со сторонниками, с предпринимателями, с кем попало. Дают (то один, то другой) интервью трём каналам сразу.
Обещают развитие, стабильность и всё что угодно. Рассказывают о своём патриотизме, о своей честности. А чего хотят?
Они хотят доверия.
После съезда “ЕдРа”, где они рассказали, что еще в 2007-м договорились, кто станет президентом в 2012-м, доверие к ним пропало. Внешне (по рейтингам) всё вроде бы в порядке. Но внутренне… Ведь нельзя же безнаказанно 4 года морочить свой народ и весь мир.
…Недавно в Москву на несколько часов залетел знаменитый американский тележурналист Ларри Кинг. Это тот самый, который в 2000-м (в прямом эфире) спросил Путина: “Что случилось с вашей подводной лодкой?”
— Она утонула.
Этот ответ запомнился. Если фраза “мочить в сортире” была самой удачной, располагала к лидеру сердца; то слова “она утонула” были самыми неудачными.
И вот этот Ларри Кинг впервые в Москве. И берёт интервью сразу у трёх наших граждан. Один из них — Аркадий Дворкович, помощник президента РФ.
КИНГ. Аркадий, вы знали, что господин Медведев согласился идти в отставку, что это соглашение было достигнуто заблаговременно?
ДВОРКОВИЧ. Нет, я узнал об этом 24 сентября, во время объявления на съезде “Единой России”.
Ну, и кто его просил откровенничать? Это же политика; не хочешь врать — уклонись от прямого ответа; скажи что-нибудь вроде: “Извините, Ларри, но мы приняли решение это не обсуждать”. Нет, помощник президента даже не понял,что он сказал.
А сказал он ужасную правду: в “команде” совершенно нет доверия. Президент не доверяет своим помощникам. А значит, никакая они не команда.
Американский бульдог вцепился в беднягу, а тот мучительно выкручивался.
КИНГ. То есть вам не казалось, что вас должны были бы поставить в известность?
ДВОРКОВИЧ. Я считаю, что работа президента такой большой страны (а таких стран очень мало в мире, их можно пересчитать по пальцам 2 рук максимум) — это, наверное, самая сложная по уровню ответственности работа в мире. Хотя, многие говорят (и я с этим частично согласен), что есть работа учителя, есть работа врача, которые для жизни человека не менее важны. Но всё равно отвечать за такую большую страну в целом — это огромная ответственность, и люди такого уровня могут не информировать своих помощников о некоторых решениях.
“Некоторых”?! Да это же самое важное. Перечитайте, это просто распад. Так боксёр, получив нокаут, пытается встать, а руки-ноги болтаются сами по себе. При чём тут размер страны? При чём тут врачи и учителя?..
А потом Дворкович сказал Кингу, что Медведев свои реформы “продолжит еще в течение многих-многих лет. Возможно, примерно 15, а может быть, и больше лет”.
И он опять не понял, что сказал. А сказал он следующее: “Я не знаю, что будет в следующую секунду, но знаю, что будет через 15 лет”. Ларри Кинг сдерживал смех.
КИНГ. А где же доверие, без которого нельзя работать?
ДВОРКОВИЧ (с милой улыбкой). Оно утонуло.
Так бы выглядел диалог американца с помощником президента России, если кто-нибудь написал бы пьесу о нашей политике.
После интервью у Ларри Кинга спросили: “Было ли для вас что-нибудь удивительное или неожиданное в ответах?”
КИНГ. Я был очень удивлён, что помощник президента не имел ни малейшего представления о том, что господин Медведев и господин Путин собираются поменяться должностями и что он ничего не знал до самой последней минуты, когда об этом было объявлено.
И никто не догадался спросить: а почему это вас удивило? Интересно, что ответил бы Кинг. Может быть, он сказал бы, что впервые услышал такое признание.
Потом у несчастного Дворковича какая-то газета взяла интервью о его планах на должность в будущем “правительстве Медведева”. Хотели, наверно, как-то помочь человеку.
ВОПРОС. Кинг понравился?
ДВОРКОВИЧ. Он, конечно, не молодой, но чётко задаёт правильные вопросы.
Комментировать это даже совестно. И вопрос то не совсем приличный. А уж ответ... Молоденький, значит, понравился бы.
Все граждане всех стран веками мечтают, чтобы у королей и президентов были умные помощники.