183 дня в России сэкономили бы Депардье почти 1,7 миллиона евро

Много ли выиграет Жерар Депардье в плане оптимизации налоговых выплат, поменяв родное французское гражданство на российское?

Для начала популярному французскому актеру и богатому виноделу придется прожить в России не менее 183 дней. Согласно Налоговому кодексу России только тогда он становится российским налоговым резидентом. После чего получает право, а заодно и обязанность заплатить в бюджет того субъекта Федерации, где он постоянно зарегистрирован, 13% от своих доходов. И тогда в его кошелек буквально польются миллионы евро.

Во Франции ставки подоходного налога растут по прогрессивной шкале — от 0 до 41% (еще несколько лет назад верхняя планка доходила до 54%). В результате только 52% французов вообще платят этот налог. И только, по разным данным, 2 тысячи семей (подоходный налог в этой стране рассчитывается не с физического лица, а с семьи, даже если в ней лишь один человек) приносят в бюджет по полной — 41% с сумм, превышающих за год 1 млн евро. Собственно фискальный скандал вокруг Депардье разыгрался после того, как победивший на президентских выборах лидер Социалистической партии Франсуа Олланд пообещал с 1 января 2013 года поднять планку подоходного налога до 75% (опять же на суммы, превышающие 1 млн евро). Пока это ему так и не удалось — соответствующее решение правительства было заблокировано Конституционным судом.

По данным Le Figaro, Депардье остается самым высокооплачиваемым актером французского кино (3,54 млн евро в 2008 году). То есть если считать по тогдашним ставкам, то с первого миллиона актер заплатил в бюджет примерно 300 тыс. евро, а с остальных 2,54 млн — 1,041 млн евро. Итого: 1,341 млн. А если считать по новым ставкам Олланда, то все 2,155 млн евро. В России же ему пришлось бы отдать налоговикам немногим более 460 тыс. евро. Выгода, что называется, налицо — 1,695 млн.

В декабре 2012 года The Wall Street Journal оценил состояние Депардье в $120 млн. Из чего же оно складывается? «Он редко публикует свои годовые отчеты. Так что почти невозможно точно оценить размер его состояния», — пишет Le Figaro. Но тем не менее известно, что с 1989 года Депардье владеет виноградниками в Анжу, Медоке, Бургундии, на итальянском острове Пантеллериа и в Марокко. В 2001 г. Депардье совместно с бизнесменом Бернаром Магрезом создал компанию по развитию и продвижению новых винодельческих районов. Кроме того, у него есть 150 гектаров виноградников в Алжире, которыми он владеет вместе со своим другом, алжирским миллиардером Рафиком Халифа. В 2012 году Депардье приобрел виноградник в Бахчисарайском районе Крыма.

Также Депардье известен инвестициями в большие рестораны как во Франции, так и в Канаде и Румынии. На парижской улице Шерш-Миди расположены пивная-брассери, ресторан-погребок и рыбный ресторан. В 1994 году Депардье купил отель «Де Шамбон» на улице Шерш-Миди в 6-м округе Парижа.

Однако в прошлом году Депардье стал стремительно избавляться от своей французской недвижимости. Так, парижский особняк актер продал за 50 млн евро. Также он избавился от виллы в Нормандии.

Взамен Депардье приобрел жилье в бельгийском населенном пункте Нешен, расположенном в провинции Эно неподалеку от границы с Францией.

В результате Депардье придется принимать решение и о виноградниках. Сейчас во Франции налог на прибыль юридических лиц в среднем составляет 34%. В России — 20%. Кстати, налог на операции с ценными бумагами в России — 9%, во Франции — 16%. Кроме того, налог на имущество во Франции — 1,5% от рыночной стоимости. В России он практически незаметен. Так что, как советует ряд российских налоговых адвокатов, Депардье для полноты фискальной экономии придется перенести хотя бы разлив вина в Россию. Тогда его виноградники станут практически бесприбыльными для французских налоговиков.