Аслан Усоян, он же Дед Хасан, в воскресенье упокоился наконец на Хованском кладбище.
Наконец — потому что прежде его телу пришлось поскитаться. Сначала оно слетало в Грузию и обратно, а потом еще ждало, пока в Москве власти решат, на каком кладбище ему можно остаться, выбирая из тех, что за МКАДом, и ни в коем случае не в центре города.
Посмертные приключения криминального авторитета наводят на мысль, что Дед Хасан — это действительно какой-то выдающийся деятель современности. Настолько выдающийся, что целых два государства — Россия и Грузия — оказали его похоронам поистине государственное внимание.
На самом же деле место его захоронения абсолютно ничего не значило ни для нас, ни для грузин.
Четыре года назад в центре Москвы, на Ваганьковском кладбище, был похоронен Вячеслав Иваньков — такой же точно криминальный авторитет, «законник», как Дед Хасан, который, кстати, был на тех похоронах распорядителем погребения. И ничего после этого на Ваганьковском кладбище не изменилось. Лежит себе Япончик и лежит. И не проводятся на его могиле бандитские сходки, и не приезжают туда на экскурсии откинувшиеся зэки, и ничего там не происходит такого, что угрожало бы безопасности государства. Абсолютно ничего.
Могила Япончика — это просто могила. И могила Усояна — тоже просто могила. Делая из нее что-то большее, власти надувают значимость того, кто в нее ляжет. Показывают, какой он на самом деле был при жизни великой, эффективной фигурой, и таким образом признают влиятельность криминального мира на жизнь страны, которой они правят.
Хотя им бы следовало действовать как раз наоборот. Не обращать внимания на бандитские похороны, не придавать им значения. Ну убили какого-то уголовника, ну хоронят его в каких-то придонных, далеких от государственности слоях, ну и ладно, пускай хоронят.
Я не судья грузинским властям, но в том, что они запретили хоронить Деда Хасана в Тбилиси в семейной могиле рядом с матерью и братом, по-моему, гораздо больше пиара, чем практического смысла. Причем пиара нехорошего. Что ни говори, но это не по-людски — запрещать хоронить человека там, где лежит его родня.
Российские власти, мне кажется, в данном случае пошли вслед за грузинскими. Если бы грузины не отказались принимать самолет, нашим бы в голову не пришло указывать, на каком кладбище хоронить Деда Хасана. Так же, как четыре года назад они не указывали родственникам Япончика, где его хоронить, — и правильно делали.
А вообще по поводу всей этой диковатой истории мне хочется сказать и тем властям, и этим: вы бы при жизни так старательно боролись с этим Усояном, как теперь боретесь с его могилой. Вам бы цены не было, дорогие наши власти, радеющие изо всех сил за порядок и безопасность.