Полит.рупопросил специалистов и аналитиков в области энергетики прокомментировать подписанное соглашение.
Эксперт по энергетике Сергей Кондратьев: значительные выгоды от строительства АЭС в Аккую получит не только турецкая экономика, но и Россия
Одобрение парламентом Турции российско-турецкого соглашения о строительстве АЭС Аккую стало важным этапом в реализации данного проекта, считает Сергей Кондратьев, старший эксперт Фонда «Институт энергетики и финансов». «Турция является одной из ключевых (с точки зрения энергетики) стран в Восточном Средиземноморье, именно через неё проходят основные маршруты транзита энергоносителей в страны Южной Европы и Балкан. Строительство АЭС может ещё больше усилить позиции страны в области энергетики, особенно в случае синхронизации турецкой энергосистемы с энергосистемами балканских стран и ЕЭС/ОЭС (при реализации проекта Черноморского энергетического кольца). Ввод АЭС позволит также диверсифицировать топливный баланс страны, существенно повысить предложение электроэнергии, что особенно важно, учитывая относительно высокие темпы развития экономики и жилищного строительства в стране», — пояснил он.
«В условиях неопределенности с принятием решения о строительстве АЭС в Болгарии, сокращением общеевропейских фондов на развитие энергетики и ужесточением бюджетной политики в большинстве балканских стран, инициатива в области развития энергетики все больше переходит к Турции», — отметил Кондратьев. «Значительные выгоды от строительства АЭС получит не только турецкая экономика, но и Россия. Строительство АЭС создаст заказ для российских машиностроительных предприятий и строительных компаний. Станция будет приносить доход российской стороне и после ввода в эксплуатацию благодаря схеме «строй и владей» Росатом сможет претендовать на генерируемые АЭС доходы», — заключил эксперт.
Сенатор Михаил Маргелов: строительство АЭС в Аккую станет серьезным основанием для дальнейшего сближения России и Турции
«Переговоры между Россией и Турцией по этому вопросу шли непросто. Но завершились успешно, соглашение ратифицировано парламентом», — сообщил председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов. «Для России победа в турецком тендере — это серьезный успех, в конкурентах были компании с мировыми именами, и то, что Турция, в конце концов, предпочла российский проект, еще раз подтверждает усиление позиций атомной отрасли России», — подчеркнул он.
«Хочу также отметить, что и для Турции это значимый проект», — добавил Маргелов. «Страна получит возможность начать собственную мирную ядерную программу. Сейчас Турция серьезно зависит от внешних поставок источников электроэнергии. Строительство АЭС эту проблему, несомненно, решит. Оно станет серьезным основанием для дальнейшего сближения наших стран. Между Россией и Турцией уже налажены тесные экономические связи, а проект в Аккую укрепит их», — заключил сенатор.
Инвестаналитик Денис Демин: возможность участвовать в строительстве первой АЭС в Турции обеспечивает Росатому неплохие шансы на продолжение работы по другим проектам
«Атомная промышленность — дорогостоящая отрасль, и коммерческая эксплуатация ее достижений должна не только оправдывать расходы, но и, в идеале, обеспечивать развитие», — прокомментировал эту новость Денис Демин, инвестаналитик, заместитель управляющего директора ИК «Ленмонтажстрой». «Строительство атомных энергетических мощностей по всему миру активизируется; к нему приступают страны, ранее не имевшие подобного опыта — следовательно, открываются новые рынки для ведущих мировых игроков, к которым, безусловно, относится и Атомстройэкспорт. Всего Турция планирует построить три АЭС, и то, что Росатом получил возможность участвовать в строительстве первой станции, обеспечивает ему неплохие шансы на продолжение работы по другим проектам», — считает он.
«Очевидно, что турецкая сторона при выборе партнера руководствовалась прежде всего экономическими соображениями», — добавил Демин. «Конкурентоспособность Атомстройэкспорта на мировых рынках по-прежнему высока, и даже более тесные политические связи Турции с ЕС не помешали российской компании пробиться на рынок этой страны. Естественно, сотрудничество в атомной отрасли предполагает наличие стабильных политических отношений, а ослабление политических связей создает угрозы для атомной кооперации», — отметил он.
«Так, власти Болгарии в последнее время занимают неоднозначную позицию по вопросу достройки АЭС Белене», — напомнил Демин. «Однако увязывать прогресс энергетических проектов в Болгарии и Турции напрямую нельзя: Турция думала над строительством собственных атомных мощностей с начала 2000-х, а тендер на строительство АЭС в Аккую был проведен еще в 2008 г. Кроме того, обе страны в скором будущем нарастят вес в качестве энергетических центров региона, что будет в первую очередь связано с развитием газо и нефтетранспортной инфраструктуры», — заключил эксперт.
Аналитик «Уралсиб Кэпитал» Анна Куприянова: стремление России укрепить одну из ведущих позиций на рынке ядерного топлива и урана экономически полностью оправданно
«Активно выходя на международный атомный рынок, Россия стремится укрепить одну из ведущих позиций на рынке ядерного топлива и урана, что полностью оправданно экономически, так как спрос на ядерное топливо и уран должен вырасти на десятки процентов в ближайшие годы в связи со строительством значительного количества атомных электростанций в мире», — отметила Анна Куприянова, старший аналитик управления аналитических исследований ООО «Уралсиб Кэпитал». «Кроме того, Россия обладает (наряду с другими странами, общее количество которых не превышает 10) уникальными технологиями по обогащения урана. Таким образом, использование данного технологического преимущества полностью оправданно», — считает она.
Аналитик по энергетике Сергей Бейден: выход российской атомной энергетики на рынок Турции представляется вполне логичным и интересным
«Безусловно, расширение географии всегда хорошо, — считает старший аналитик по электроэнергетике ИФК «Метрополь» Сергей Бейден. — Сейчас на международном рынке существует серьезное разделение, конкуренция между Россией, Западной Европой и Соединенными Штатами вместе с Японией на рынке строительства и вообще всей интегрированной цепочки атомной энергетики».
«Турция, безусловно, представляет существенный интерес», — отметил он. «И тем более, как я понимаю, там были некие подвижки, связанные с ценой приобретения электроэнергии, что, в общем, сделало проект более привлекательным по сравнению с теми условиями, которые оговаривались раньше. И мы видим, что у Интер РАО есть некое присутствие в Турции. Так что Турция находится в рамках наших интересов и с точки зрения экспорта, и общих энергетических интересов. Поэтому выход на этот рынок представляется вполне логичным и интересным», — пояснил Бейден.
«У Болгарии тоже очень интересный проект атомной станции», — добавил он. «У нас, например, Балтийская АЭС, которую мы планируем, и в которой неким образом может проявиться интерес ENEL, она тоже главным образом будет ориентирована на внешние рынки. И весь прилегающий регион Восточной Европы и Южной Европы, включая Болгарию и Турцию, который идет по границам СНГ и российским границам, неким образом органически вписывается в эту стратегию расширения как присутствия с точки атомной энергетики, так и с точки зрения возможности экспорта-импорта электроэнергии в эти регионы. Поэтому я думаю, что Болгария с Турцией должны были идти параллельно, за исключением того, что Болгария затянула всё, и вопрос о том, будет ли вообще эта станция, подвис в воздухе», — заключил эксперт.
Инвестаналитик Александр Игнатюк: продвижение Росатома на международной арене способствует закреплению имиджа всего российского бизнеса за рубежом
Активизацию продвижения холдингом Росатом своих продуктов на международных рынках необходимо рассматривать как нормальный ход международной экономической глобализации, когда партнерские отношения на международной арене строятся посредством экономического взаимодействия, а не политических шагов, которые в целом довольно далеки от рынка и сводятся к простой формуле «уступка-нейтралитет-давление», считает Александр Игнатюк, аналитик ИГ «Энергокапитал».
«Что касается политики Росатома и его дочерних структур на международной арене, то, бесспорно, вопрос следует рассматривать более глубоко», — отметил он. «Выработанная в последние годы технология «строй и владей» предполагает не только временную загрузку мощностей российского технологического, энергомашиностроительного и перерабатывающего комплексов, но и создает условия для размещения заказов на услуги российских предприятий в будущем. Как политические шаги порождают экономические отношения, точно так же и успешное экономическое сотрудничество ведет к либерализации политического взаимодействия. Другими словами, продвижение Росатома на международной арене способствует закреплению имиджа всего российского бизнеса за рубежом», — подчеркнул Игнатюк.
«Ярким примером в этом отношении становится взаимодействие с турецкими партнерами в атомной энергетике», — добавил он. «Быстрорастущая экономика Турции, получает шанс стать новым энергетическим центром региона, тем более, что в наше время понятие энергетического центра предполагает образование в дальнейшем и нового промышленно-инвестиционного узла. С другой стороны, авторитет России как провайдера новых технологий в мире растет, а эффективная загрузка промышленности способствует экономическому процветанию», — заключил эксперт.
Инвестаналитик Евгений Шаго: вход на международные рынки позволяет развивать отечественное атомное машиностроение
По словам аналитика УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгения Шаго, вход на международные рынки позволяет развивать отечественное атомное машиностроение, которое все 90-е и начало 2000-х простаивало из-за отсутствия заказов, из-за чего ряд предприятий фактически прекратил существование.
«Так, если советская промышленность была способна производить более 5 реакторов в год, сейчас единственное оставшееся предприятие — Ижорские заводы — способно производить один, после модернизации — два реактора в год», — отметил он. «Также экспорт способствует развитию технологий, иностранные заказчики, в отличие от российских, требуют современные технологические решения, заставляя предприятия модернизировать оборудование и поддерживать продукцию как минимум на уровне французских и японских конкурентов, что скажется в дальнейшем и на внутренних поставках. Нельзя забывать также и о том, что строительство мощностей за рубежом создаст дополнительный спрос на российское топливо в дальнейшем», — добавил Шаго.
«Турецкая АЭС рассчитана скорее на покрытие собственных нужд, нежели на экспорт. Эта электроэнергия будет способна заместить на турецком рынке дорогую газовую генерацию и создать возможности для роста потребления в условиях быстрого роста экономики», — заключил эксперт.