Активно развивающиеся политические и экономические отношения между Турцией и Россией начинают находить своё непосредственное отражение в реальном секторе.
В 2010 году объём экспорта составил более 5 миллиардов долларов, в 2011 поставлена цель преодолеть докризисные показатели. Бизнесменов воодушевляют успехи Анкары на внешнеполитической арене и поддержка, оказываемая государством экспортёрам.
Экспорт, осуществляемый на российский рынок текстильным сектором, составил в 2010 году 1,6 миллиардов долларов, ожидается, что в 2011 году эта цифра преодолеет отметку в 2 миллиарда долларов. Показатели по первым двум месяцам показывают, что поставленные в этом году цели могут быть достигнуты.
Работники турецкой текстильной промышленности, которые вошли на российский рынок в 90-х годах, занимаясь челночной торговлей, принимают активное участие в выставке одежды Collection Premiere Moscow (CPM) , проходящей с 21 по 24 февраля в Экспоцентре в Москве. Турецкая промышленность представлена на выставке 60 фирмами, входящими в Ассоциацию экспортёров готовой одежды Стамбула (İstanbul Hazır Giyim ve Konfeksiyon İhracatçıları Birliği) и 5 частными предприятиями. Член совета директоров ассоциации Волкан Атик сообщил агентству Cihan, что в связи с отсутствием места 25-30 фирмам пришлось отказать. Атик, который назвал выставочную площадку участников очень хорошим, отметил: «Мы делим одну площадку с работниками итальянской и испанской промышленности. В 2010 году было ощутимо влияние кризиса. Но уже в этом году мы ждём значительного роста. В целом в текстильном экспорте мы ожидаем рост на 20-30%».
Атик подчёркивает важность поддержки государства фирмам-экспортёрам. «Сегодня на место экспорта, сосредоточенного на цене, пришёл экспорт, где важными оказываются марка, дизайн и мерчандайзинг. Мы открываем магазины в России. Итальянские фирмы продают товары под знаком своей страны. И турецкие фирмы будут так поступать», - сказал Атик.
Высокие таможенные налоги ослабляют шансы в конкурентной борьбе
По словам Атика, на сегодняшний момент имеются проблемы в области таможенного налогообложения и срока пересечения границы. «В настоящее время таможенные налоги очень высоки. Это ослабляет шансы в конкурентной борьбе. Два года назад из-за кризиса на таможнях текстильные фирмы упустили сезон. Что касается сроков пересечения границы, сейчас предполагаемого срока нет», - заметил Атик.
Услуги Упрощённого таможенного коридора в аэропорту Внуково оказываются недостаточными для турецких фирм. В основе проблем, связанных с коридором, лежит два фактора. Во-первых, на две стороны имеется одна единственная фирма. Отсутствие конкуренции приводит к среднесрочным и долгосрочным проблемам. Во-вторых, плата за переход границы, по сравнению с другими альтернативами, на 20% дороже.
Торговый советник Посольства Турции в России Атилла Гёкхан Кызыларслан рассказал, что турецкие фирмы начинают играть активную роль в текстильном, автомобильном, строительном и продуктовом секторах. Кызыларслан, напоминая о том, что в России готовятся Олимпиада в Сочи в 2014 году, Чемпионат мира по футболу в 2018 году, что здесь ведутся инфраструктурные работы, обратил внимание, что за пять лет между двумя странами оказывается вполне реальным объём торговли в 100 миллиардов долларов.
От челночной торговле к маркам
Джунейт Муткан, один из владельцев марки Giovane Gentile, которая работает на российском рынке уже три года, говорит, что в Росси уже открыто 27 магазинов марки, 16 из них работают по системе франчайзинга. Как отмечает Муткан, в России свыше 60 магазинов шагового доступа, предлагают свои товары на российском рынке. «В России уже есть турецкая марка. Был сделан удачный переход от челночной торговли к марке».
По словам Муткана, потребители в России стали более сознательными, более тщательно подходят к выбору марки. Муткан отметил следующее: «Интернет, пресса и глобализация влияют на предпочтения в моде. Российский рынок ждёт качественных услуг. Очень важно хорошо понимать социально-экономическую ситуацию на рынке и согласно ей предлагать товар. Поэтому мы работаем в России с нашими партнёрами-дистрибьюторами».
Успехи во внешней политике помогают вести бизнес
Муткан обращает внимание, что на российском рынке нужно обладать особенно быстрой и высокой способностью маневрировать. «Поэтому необходимо, чтобы во главе дела стояли владельцы компаний. Недостаточно просто передать дело профессионалам. Мы как фирма тоже это делаем. В 2010 наши продажи составили 200 тысяч текстильной продукции, в 2011 году мы хотим достичь цифры в 300 тысяч, то есть обеспечить 50%-ный рост. На рынке мы представлены марками Giovane Gentile и Casual arz Giovane G. На повестке дня сейчас новые договора с торговыми центрами. Наша цель – стать на российском самой эффективной маркой».
Бизнесмен Муткан, заметивший, что успехи Анкары на международной арене облегчают работу турецких фирм, сказал: «Осуществляется поддержка выставок, марок и рекламы. Политические отношения с Россией и странами Ближнего Востока способствуют развитию нашего бизнеса. Несмотря на кризис в Египте, наши клиенты не отменили свои заказы».
Председатель совета директоров Bosca Fashion Group, дистрибьютора крупных турецких марок, Волкан Эргун говорит, что российский рынок развивается с каждым днём и что они продолжают вкладывать сюда деньги. По словам Эргуна, 2010 год стал для России годом выхода из кризиса. «Прошлый год мы вышли на уровень 2007 года. В 2011 наша цель – рост на 50%. Поэтому мы вкладывает серьёзные суммы в рекламу и продвижение. Мы пока сделали 10% того, чего могли бы сделать в России».
Участники выставки довольны проявляемым интересом
Эрол Тюйсюз из Güzella, активно работающей на российском рынке уже довольно долгий период, выразил удовлетворение в связи с проявляемым на выставке интересом. Тюйсюз отмечает, что они следят за российскими выставками с 2001 года. «Мы стараемся создать франчазинговую систему в России. Рынок очень подвижен, бывают падения, бывают подъёмы. На рынке нужно занимать место с твёрдыми и долгосрочными целями».
Владелец женской одежды Rocco&Co Мехмет Ак рассказал, что они принимают участие в выставке во второй раз, по сравнению с прошлыми годами в этом году интерес более высок. Rocco&Co активно работают на российском рынке уже 19 лет. «Мы поставляем товар в Россию, Украину, Англию, страны СНГ и Африки. В 2010 году мы продали 40 тысяч штук товара в России. В 2011 году хотим увеличить это количество по меньшей мере на 50%. Поэтому мы придаём большое значение рекламе и выставкам».
Владелец женской одежды Rocco&Co отмечает, что такие организации, как Российско-Турецкая Ассоциация Дружбы и Предпринимательства (RUTID), оказывают большую поддержку. «Такие организации знают, что заинтересует клиента на российском рынке, не создают конкурентной среды и торгами цену на товар не скашивают. Несмотря на ряд рисков, доля прибыли всегда высока», - добавляет Ак. По замечанию бизнесмена, крупные расходы и таможенные расценки ослабляют конкурентную силу.