Авиакеросин — в пролете | Московские аэропорты заправятся из Росрезерва

Россия снова смешит мировое сообщество: у сырьевой экономики не хватает сырья на саму себя.

На этот раз в дефиците оказался авиакеросин. В “Шереметьево” топлива на трое суток, во “Внуково” — на двое.

Чтобы столичный авиаузел не встал уже в эти выходные, Росавиация просит Росрезерв выделить 180 тыс. тонн авиакеросина из госзакромов.

На прошлой неделе на биржевые торги было выставлено 5 тыс. тонн авиатоплива. Спрос меж тем составил около 270 тыс. тонн. И это притом что в нормальном режиме на биржах продается 30–70 тыс. тонн. Среди причин дефицита называется рост перевозок — только за первую половину 2011-го авиакомпании сделали на 11% больше рейсов, чем годом ранее. Есть и еще факторы. Директор по связям с общественностью крупного авиазаправщика «Аэрофьюэлз» Анастасия Матюшина объясняет: «Во-первых, допустили просчеты нефтедобывающие компании, во-вторых, в связи с программой по увеличению производства дизельного топлива сократилась доля производимого авиакеросина».

Ситуация действительно критическая. Эксперты считают, что 5–10 сентября, если ситуация не изменится, аэропорты могут встать. По данным «МК», дефицит авиакеросина обсуждался на совещании у вице-премьера Игоря Сечина, который курирует ТЭК. Представитель Росавиации Андрей Прянишников сообщил «МК», что ведомство намерено обратиться в Росрезерв с просьбой о выделении 180 тыс. тонн авиакеросина.

Впрочем, версия о причастности солярки к дефициту керосина вызывает сомнения. Точной статистики за август еще нет, но, по данным центра «Кортес» за 7 месяцев 2011 года, крупнейшие НПЗ отгрузили отечественным покупателям 18,260 млн. тонн дизтоплива и еще 21,776 млн. тонн ушло за рубеж. В аналогичный период прошлого года они же продали соответственно 16,738 и 22,389 млн. тонн. Таким образом, отгрузка «дизеля» выросла меньше чем на миллион тонн. Значительно, но не критично. Есть и еще один момент: авиакеросин сопоставим по стоимости с дизельным топливом, но торговать им выгоднее — он не облагается акцизом. «Никакого дефицита нет, — уверен президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. — Это неумение оценить ситуацию и распоряжаться ресурсами».

Тем временем «Аэрофьюэлз» известил своих клиентов о готовности выделить дополнительные объемы авиакеросина в размере до 100 тыс. тонн для заправок в загранпортах: «Это позволит авиакомпаниям по минимуму заправляться в России и компенсирует возможные неудобства». Когда российские самолеты заправляются за рубежом, потому что в России им не хватает топлива, — это действительно смешно.

Елена Мишина, Московский Комсомолец
Tеги: Россия