Темель Котиль: для Turkish Airlines главным боссом является пассажир

Флагманский авиаперевозчик Турции, ведущий свою историю с мая 1933 года, следуя духу времени, не устает меняться и искать, что приносит свои плоды как в виде растущего пассажиропотока, так и в виде престижных наград.

О том, как быть на острие прогресса и в то же время соблюдать традиции, корреспонденту РИА.Туризм Григорию Овдиенко рассказал генеральный директор Turkish Airlines Темель Котиль.

- Какое количество воздушных судов насчитывает авиапарк Turkish Airlines и сколько у вас направлений?

- На сегодняшний день у нас 177 авиалайнеров, наш хаб расположен в Стамбуле, это аэропорт имени Кемаля Ататюрка. Рейсы выполняются по 187 направлениям, 42 из которых - внутренние. По России у нас семь направлений: Москва, Уфа, Ростов-на-Дону, Сочи, Казань, Екатеринбург и Санкт-Петербург. Планируется открытие еще двух - в Самару и Новосибирск. Хочется отметить, что в 2008 году мы стали полноправным членом Star Alliance, а в 2011-м - лучшей авиакомпанией Европы по мнению Skytrax.

- Какова ваша целевая аудитория?

- Для нас, по большей части, целевой аудиторией считаются туристы, путешествующие с деловыми целями, и студенты.

- Появлялась информация о том, что на бортах ваших лайнеров бизнес-туристы могут воспользоваться Wi-Fi. На каких направлениях действует это предложение? Есть ли возможность выхода в Сеть на российских рейсах?

- На данный момент функцией Wi-Fi обеспечен Boeing 777, осуществляющий дальнемагистральные перелеты, остальные самолеты пока что на подходе. Беспроводной интернет, онлайн-телевидение - все это новые технологии. Вначале эти функции появятся на больших самолетах, затем придет очередь всех остальных. Для этого необходима специальная спутниковая антенна. Оборудование самолетов этими устройствами должно завершиться в течение двух-трех лет.

- Эта функция будет платной для пассажиров?

- Если вы будете пользоваться экранами, оборудованными в самолете, то интернет будет предоставляться бесплатно. Если же захотите использовать свои собственные устройства, тогда будет взиматься дополнительная плата.

- Есть ли, к примеру, розетки в бизнес-классе?

- Самолеты оборудованы такими стандартными опциями, как розетки и USB-выходы.

- Многие авиакомпании сейчас пытаются сократить расходы, связанные с питанием на борту, а Turkish Airlines, наоборот, улучшает и развивает это направление. Хотелось бы узнать, с чем это связано?

- Мы хотим привлекать наших пассажиров. Затраты на еду составляют 5% от общей стоимости перевозки. Покупка нового самолета - 9%. Вопросом кейтеринга занимается венчурная компания Turkish Do&Co. Большая часть еды производится у нас, в Турции. Что касается полетов на пять и более часов, имеются специальные холодильники, поддерживающие четырехградусную температуру, благодаря чему продукты остаются свежими. Овощи и мясо стоят в Турции достаточно дешево, и при этом они очень хорошего качества. Так что выгода составляет примерно 7% взамен потраченных 5%. Мы вкладываем большие деньги, чтобы получить еще большую прибыль.

- Как вы следите за тем, чтобы еда была не просто свежей и вкусной, но еще и полезной?

- В Turkish Do&Co существуют специалисты, следящие за этим, плюс ко всему используются только свежие продукты, ничего замороженного, так как замораживание продуктов очень сильно влияет на вкус и полезные качества.

- Правда ли, что на дальних маршрутах присутствует шеф-повар? Он готовит только для бизнес-класса или для всех пассажиров?

- На дальнемагистральных направлениях присутствуют один или два шеф-повара, которые готовят блюда прямо на борту для пассажиров бизнес-класса. Нас данная опция обходится не очень дорого, поэтому мы хотим распространить ее и на наши маленькие самолеты, может быть, и на другие направления с небольшой продолжительностью полета.

- Бортпроводники и члены экипажа - это граждане Турции? Или иностранцев вы тоже принимаете на работу?

- В основном бортпроводники - это граждане Турции. В нашей стране достаточно высокий спрос на данные вакансии, тем более что Turkish Airlines платит очень неплохие зарплаты - в два раза выше, чем средняя зарплата в Турции. На наших тренингах качественно обучают персонал. Для всех бортпроводников один рабочий день в месяц отводится на специальный тренинг. Их всех собирают вместе и напоминают, что главным боссом является пассажир. Что касается летного состава, у нас примерно 260 человек, представляющих другие государства, что составляет около 15% от общего штата пилотов.

У нас есть тренировочные кабины всех моделей наших самолетов, в которых будущие пилоты обучаются всем азам и навыкам управления самолетом.

- Турция является наиболее популярным направлением среди российских туристов. Каково ваше мнение, будет ли продолжаться рост пассажиропотока из России в Турцию в 2012 году? Интересна ли, в свою очередь, Россия гражданам Турции и ожидается ли рост пассажиропотока из Турции в Россию?

- Да, конечно, рост пассажиропотока из России в Турцию составляет примерно 20% в год. И мы верим в то, что этот поток с каждым годом будет только увеличиваться. Хочется заметить, что увеличивается количество турецких студентов, учащихся в России, и растет количество турецких туристов, путешествующих в Россию и, в частности, в Москву.

- Хотелось бы узнать немного подробнее о вашем лоукост-подразделении Anadolujet? Каков парк авиакомпании?

- На данный момент авиапарк состоит из 24 самолетов, компания базируется в Анкаре. Anadolujet является брендом, а не отдельной компанией. Есть несколько международных направлений, но в основном самолеты Anadolujet перевозят пассажиров внутри Турции. Turkish Airlines, наоборот, больше нацелена на международный рынок.

- В недавнем интервью с главой представительства Turkish Airlines в России Мефаилом Дерибашем я задал вопрос, кого он считает главными конкурентами компании. Господин Дерибаш назвал "Аэрофлот", но при этом подчеркнул, что они являются большими друзьями. Кого вы считаете своими главными конкурентами на мировом рынке?

- Мы дружим со всеми авиакомпаниями, но при этом у нас присутствует здоровый дух соперничества и борьбы. Сейчас на рынке очень много авиакомпаний, и зачастую клиент выбирает не по названию, а по спектру услуг и цене. В России мы конкурируем не только с "Аэрофлотом", но пассажир все равно сам принимает решение, какой авиакомпанией ему лететь. Так что приходится соперничать скорее не с определенной авиакомпанией, а с самими собою.