«МК» разобрался, закроются ли магазины дьюти фри в аэропортах. Купить в дорогу хорошего виски и коньяка в магазинах беспошлинной торговли для российских туристов стало обычным делом.
Однако теперь привычка окажется под вопросом: продавцы беспошлинного алкоголя,а также организация предпринимателей ОПОРА России предупредили об угрозе закрытия трети магазинов дьюти фри. И роста цен на алкоголь в оставшихся. Реальность такого сценария проверил «МК».
Магазины беспошлинной торговли боятся остаться без алкоголя, который обеспечивает им до 40% выручки: операторы duty free уведомили Федеральную антимонопольную службу о проблемах при получении новых лицензий на хранение алкоголя. Требования, которые предъявляет Росалкогольрегулирование, по их оценке, невыполнимы для складов, находящихся на территории режимных объектов, к которым относятся аэропорты.
Росалкогольрегулирование требует от всех магазинов, торгующих спиртным, обеспечить тому правильное хранение. Но в Ассоциации операторов беспошлинной торговли констатируют - чтобы создать такие склады в морских и аэропортах - нужна значительная перепланировка. Ситуация чревата расторжением договора аренды и даже уголовным наказанием.
Таким образом, торговцы «заранее и преднамеренно ставятся в положение невозможности получения лицензии», беспокоятся в ОПОРе.
Такой же склад, как и у обычного магазина, построить в 2 сантиметрах от линии прохода самолетов и движения пограничников, невозможно в принципе, говорит председатель комиссии "ОПОРы России" по развитию беспошлинной торговли и торговли на транспорте Сергей Выходцев. Росалкогольурегулирование, по его словам, это понимает. «Однако у крупных операторов рынка есть административный ресурс — и поэтому им удалось получить лицензии даже на склады, не соответствующие требованиям». Четверти игроков рынка, по его утверждению, это сделать не удалось.
Выходцев заявил «МК», что пока ни одного закрытого магазина в индустрии нет. Однако, в ближайшие 1,5-2 месяца после Нового года, если РАР не изменит свои требования, закрытые магазины в столице будут. В свете того, что ведомство идет в отказ, такой вариант вполне реалистичен, считает глава комиссии. По его словам, на международных автомобильных пунктах пропуска алкоголь составляет чуть ли не половину от оборота. В аэропортах меньше — по оценкам, около 40%. Таким образом, беспошлинным магазинам придется повышать цены не только на алкоголь, но и на все остальные категории продукции. Или исчезать: по оценке Выходцева, это грозит тем, что до трети таких магазинов останется без алкоголя.
В Ассоциации организаций беспошлинной торговли на момент подписания номера не смогли предоставить список компаний, столкнувшихся со сложностями при лицензировании.
В Росалкольрегулировании же «МК» заявили о том, что считают претензии несостоятельными. Ситуацию прокомментировал представитель пресс-службы ведомства Александр Куликов: «Все крупнейшие операторы беспошлинной торговли (в том числе Aero First) лицензии успешно продлили. Уровень соответствия лицензионным требованиям их складов значительно выше, чем в среднем по рынку.». По его информации, ни в одном из магазинов беспошлинной торговли дефицита алкоголя не наблюдается. На инициативу операторов беспошлинной торговли вывести магазины duty free из-под действия норм Росалкогольрегулирования в ведомстве отвечают следующее: «Лицензионные требования для всех абсолютно одинаковы, вне зависимости от того, чем организация занимается. Лицензия в данном случае одна: на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. Мы уже неоднократно давали разъяснение операторам duty free, и более того наша позиция была подкреплена решением суда». У ведомства нет информации о том, что кем либо были инициированы поправки в законодательство о регулировании алкогольного рынка на тему преференций для duty free.
Председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров подтвердил «МК», что на данный момент отгрузка алкоголя магазинам дьюти-фри производится бесперебойно. Операторы беспошлинной торговли — во всяком случае, те, с кем работает, союз прошли процедуру лицензирования.
Ясно, что у крупных операторов рынка проблем нет — а как быть с мелкими, которые, по информации ОПОРы, не получили лицензий?
Как заявил «МК» директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз, алкоголь из магазинов duty free, в любом случае, не исчезнет — ситуацию до этого просто не доведут. РАР, по его оценке, меньше всего виновато в проблемах на рынке беспошлинной торговли алкоголем. Лицензии его участникам выдавала ФНС. При этом проверяющие почему-то не интересовались, соответствуют ли их помещения техтребованиям. РАР, получив контроль над рынком примерно два года назад, в 2010 - 2011 г.г. в два раза сократило количество операторов (производителей, дистрибьюторов, импортеров). В этом году торговцам беспошлинным спиртным пришлось получать новые лицензии — вот и возникли проблемы.
- Теперь склады придется приводить в соответствие с требованиями, возможно - переводить в другие места — а это значительные затраты, - говорит эксперт. - В результате количество операторов беспошлинной торговли может уменьшиться — возможно, раза в два. А перенос складов может привести к росту цен на алкогольную продукцию в магазинах duty free, но только на несколько процентов.