Министр по энергетике и природным ресурсам Турции Танер Йылдыз заявил, что в случае отсутствия соглашения с Ираном относительно цен на поставляемый им газ, правительство Турции готово подать иск в международный арбитражный суд.
Выступая перед журналистами на 13-м Международном Энергетическом Форуме (IEF) в среду в Кувейте, Йылдыз сказал, что он был уверен в готовности Ирана урегулировать этот конфликт мирным путем, но в сложившейся ситуации у Турции не остается другого выбора, и у Ирана еще есть время подумать до 16 марта, после чего Турция обратится в суд.
Также в Кувейте Йылдыз провел переговоры с иранским министром нефти Ростамом Гасеми. Но они не принесли положительных результатов, так как иранский представитель отказался снизить тарифы. После встречи турецкий министр заявил, что "обсуждать здесь нечего” – и подготовка к арбитражу идет полным ходом.
Йылдыз объяснил, что Иран является вторым по величине поставщиком газа для Турции, после России, и требование снижения цен обусловлено их несоответствием рынку. Так же министр отедельно отметил, что в ценах на газ между Россией и Ираном присутствует существенная разница. Так, в настоящее время Турция покупает кубометр азербайджанского газа по $330 и платит России $400 за тот же объем, а Иран продает свой газ Турции по $505, что повышает ежегодный расход Турции на газ на 800 млн. Средняя цена кубометра природного газа на международном рынке составляет $400.
В 2009 году Турция уже выигрывала подобный арбитраж, получив в качестве компенсации от Ирана 800 млн долларов.
В конце прошлого года аналогичные проблемы были у Турции с другим крупным поставщиком - Россией. Правительство России снизило цены, после того, как Турция согласилась на прокладку газопровода через свои территориальные воды в Черное море.
Также турецкий министр сказал, что бизнес и дружба это две абсолютно разные вещи и он считает, что подобная ситуация не повлияет на хорошие отношения между соседями в целом. "Наши деловые отношения и торговля продолжаются. Между нами возникла только одна проблема и мы сейчас пытаемся ее решить, без ущерба для обеих сторон", – добавил Йылдыз.