В первом квартале этого года резко обострилась конкуренция среди ведущих операторов сотовой связи. Российская «большая тройка» дружно снизила расценки на звонки и SMS за рубежом, рассчитывая таким образом привлечь новых абонентов.
Цены на роуминг являются болезненной темой для российских мобильных операторов. Расценки на эти услуги у российских операторов были выше в три—шесть раз, чем у их европейских конкурентов. Однако в конце минувшего года произошел обвал цен на международный роуминг.
Накануне новогодних каникул первым на радикальный шаг решился «МегаФон». В декабре компания ввела для своих клиентов единый евротариф для стран Европы (за исключением Албании, Боснии и Герцеговины). Расценки на международный роуминг были снижены в несколько раз.
Помимо этого для абонентов московского региона, путешествующих по экзотическим маршрутам, оператор предложил специальную туристическую SIM-карту (абоненты получили выгодные тарифы при нахождении в Австралии, Египте, Вьетнаме, Кубе, Израиле, Индонезии, Таиланде и др.). «Мы надеемся, что снижение базовых тарифов на роуминг повысит лояльность наших клиентов», — подчеркнул гендиректор компании Сергей Солдатенков.
Ответы конкурентов
Конкуренты недолго тянули с ответом. «Мобильные ТелеСистемы» запустили обновленную опцию «Ноль без границ». «Наряду с выгодными ценовыми предложениями абонентам доступно множество удобных бесплатных сервисов, призванных обеспечить комфортное пользование услугами связи в роуминге и управление балансом», — отметил вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич.
Ввел специальную дополнительную опцию, позволяющую в некоторых странах снижать расценки на отдельные услуги и «Вымпелком». По словам пресс-секретаря VimpelCom Анны Айбашевой, стоимость входящих соединений по обновленной услуге примерно в 10 раз ниже, чем у конкурентов.
На этом «Вымпелком» не остановился. В марте оператор вывел на рынок еще одну новую опцию. «Это комплексное решение: снижение тарифов предлагается сразу по всем видам: голос, SMS и мобильный Интернет. 62 страны, где действует услуга, составляют 80% поездок от географии наших абонентов в роуминге. Теперь отпала необходимость в использовании неудобных для пользователя „суррогатов“ (callback, „туристические“ сим-карты и т.п.)», сообщила Айбашева.
В январе об открытии GPRS-роуминга в Испании, Бельгии и США объявила Tele2. На американском континенте роуминговым партнером компании стала T-Mobile, которая оказывает услуги связи на всей территории США, Пуэрто-Рико и Американских Виргинских островов.
В «МегаФоне» спокойно отнеслись к этим контрдействиям. «Наши расценки в зоне евророуминга — это не отдельный тариф, его не нужно подключать. Это базовые расценки на сотовую связь в роуминге для всех наших абонентов оператора. Пока наши конкуренты (МТС и „Билайн“) не снизили базовые тарифы, а ввели ряд опций, которые нужно подключать перед поездкой в зону евророуминга», — пояснила «ЭВ» Екатерина Батманова, ведущий специалист по связям с общественностью столичного филиала «МегаФона».
Роуминговый хаб
Vimpelcom, ставший в прошлом году транснациональным оператором связи, активно перенимает опыт Vodafone, Telefonica и T-Mobile. Оператор создал специальную компанию, которая будет договариваться с зарубежными партнерами о скидках на межоператорский трафик. «Формирование роумингового хаба еще не завершено. Мы рассчитываем, что его создание позволит нам вести переговоры с роуминговыми партнерами и вендорами на глобальном уровне и получать лучшие цены за счет увеличения объема предложения», — пояснила Айбашева. По размеру своей абонентской базы объединенный Vimpelcom Ltd занимает
Ранее межоператорские соглашения заключались отдельно каждой компанией, входящей в Vimpelcom, велись индивидуальные переговоры с вендорами, использовались платформы разных поставщиков. По оценке PricewaterhouseCoopers, только на налогах Vimpelcom сможет сэкономить
Промежуточные итоги
Конкуренция среди мобильных операторов смещается на развитие различных высокодоходных дополнительных услуг (VAS — value-added services: сообщения, мобильный Интернет, платный контент), отмечают специалисты. «В полной мере ощутить эффект от снижения цен на услуги связи в роуминге операторы должны в 2012 году, — уверен аналитик „Инвесткафе“ Илья Раченков. — Традиционно
«На примере «МегаФона» мы видим, что при снижении цен на услуги связи в роуминге объем их потребления вырос в