«Спецы» из института «Центр развития» Высшей школы экономики, этого академического оплота рыночного фундаментализма в России, явили миру очередные апокалипсические предсказания перспектив нашей экономики.
Пророчества людей, кормящихся непосредственно с руки российского правительства, предрекают нам два сценария: либо ужас, либо ужас-ужас. По первому прогнозу (цена на нефть $100 за баррель), ВВП в следующем году упадет на 2,6%, а девальвация составит 10%, по второму ($70–80 за баррель) — ВВП рухнет на 5,6%, а рубль ослабеет на 20–25%.
Объяснили бы нам господа либералы, какое отношение к простому человеку имеет динамика ВВП (о методике подсчета и спрашивать не будем). А пока они формулируют варианты ответа, выскажем свою гипотезу: если и имеет, то нитевидное, мало соотносящееся с реальностью. По данным Росстата, в предкризисном, 2008 г. ВВП в рыночных ценах вырос на 5,2%, а в кризисном, 2009-м — сократился на 7,8%. В то же время реальные располагаемые денежные доходы людей в 2008 г. увеличились на 2,4%, в 2009 г. — на 3,1%. О среднедушевых доходах, дабы не расстраивать рыночных догматиков, вообще промолчим — там показатели роста в разы больше.
Спрашивается: зачем морочить людям голову? Неужели только для того, чтобы в очередной раз пропиариться и набрать новых заказов на псевдонаучные разработки? И почему «эксперты» Центра развития нигде не говорят, что при обоих «ужасах» инфляция, одна из главных головных болей россиян, будет снижаться?
Так что ВВП для обывателя — это разговор ни о чем. Гораздо больше людей волнует, как будет меняться их достаток, что станет с безработицей, сколько денег будет выделено на образование, медицину, науку, культуру. Какими будут тарифы ЖКХ и пенсии, наконец. Но об этом — молчок.
Зато в «исследовании» много говорится об оттоке капитала, от которого гражданам также ни холодно ни жарко. Поскольку рекомендаций-предложений по снижению предстоящего дефицита бюджета и уменьшения вредоносного воздействия будущего кризиса в Вышкином предсказании также нет, попробуем частично восполнить этот пробел.
Не так давно в заметке «Кризис власти — это власть кризиса» («МК» от 3 июля с.г.) автор этих строк предупреждал: «Стартовый выстрел второй волны кризиса прозвучит с фиксацией... убытков от вложений в государственные ценные бумаги европейских стран». Иными словами, мир столкнется с постепенной ликвидацией перепроизводства денег как товара, о котором упоминал еще К.Маркс в 3-м томе «Капитала». Фондовые спекулянты примутся выводить средства из «пузырей», к коим относятся и нефтяные фьючерсы. Цены на нефть (металлы, сельхозпродукцию, недвижимость) начнут снижаться. Осознавая это, правительство в эти дни верстает два варианта бюджета-2013: базовый — исходя из среднегодовой цены $90 за баррель, альтернативный — $60 за баррель.
О влиянии на курс рубля: 2% уменьшения цены нефти в среднем влечет ослабление рубля на 1%, а падение барреля на $1 снижает доходы бюджета на 60 млрд. рублей. Максимум, что ждет бюджет, — это недополучение по году 1,8 трлн. рублей. Что не так уж и много — прогнозируемые доходы бюджета-2013 должны составить 12,7 триллиона. Но если к этому показателю добавить запланированный дефицит бюджета (1,0 трлн. рублей), сумма получается внушительная — 2,8 трлн. рублей (20,4% расходов бюджета-2013).
Кошмар? Нет, что вы. У правительства есть как минимум три источника покрытия бюджетной дыры. Вот только все они нереализуемые, потому как в нашей экономике происходит активная реставрация тупиковой модели «Россия — сырьевой придаток Востока-Запада». Тем не менее считаю, люди должны знать правду.
Источник первый: отмена возврата налога на добавленную стоимость (НДС) экспортерам. Понятно, что речь идет прежде всего о нефтяниках-газовиках, а также о металлургах. Но также понятно, что вывозят эти ребята общенародные природные богатства, а НДС возмещают — себе, любимым. За прошлый год, по данным Казначейства России, к возмещению НДС начислено 1,3 трлн. рублей (за пять месяцев этого года — 693,7 млрд. рублей).
Источник второй: налогообложение операций с офшорами. Нынче как-то приутихли разговоры о введении 20%-ного налога на перечисление средств офшорным компаниям. Что неудивительно: против горстки «сумасшедших» минфиновцев выступило мощнейшее офшорное лобби, крона которого упирается в самое высшее российское общество.
На 1 января 2011 г., согласно сведениям Банка России, общий объем инвестиций российских компаний и банков в офшоры составил $264,3 млрд. (71,7% от всех прямых инвестиций за границу). Из них на солнечный Кипр — $153,9 млрд. (58,2% от всех офшорных инвестиций). В 2011 г. в офшоры только в виде прямых инвестиций утекло дополнительно $44,3 млрд. (65,8% от всех прямых инвестиций за рубеж). Из них на ласковый Кипр — $22,4 млрд. (50,6% от всех офшорных инвестиций). В этом месте «фанаты» Кипра поперхнутся — и напрасно: в минфиновском Перечне офшорных зон этот остров по-прежнему присутствует. И еще одна ремарка: указанные цифры — это только прямые инвестиции; сколько перечислено по другим статьям — даже Минфину с ЦБ доподлинно неизвестно.
Как бы там ни было, обложение 20%-ной ставкой налога лишь прямых офшорных инвестиций могло бы дополнительно принести в бюджет-2011 около 300 млрд. рублей. Если же учесть хотя бы часть прочих операций с офшорами, например торгово-закупочных или сервисных, — сборы возрастут в разы.
Вариант третий: запрет толлинга или переработки сырья, принадлежащего иностранной компании, с последующим вывозом готовой продукции за рубеж. Толлинговая схема предполагает всего-навсего «комиссионные» российскому предприятию — от абсолютного большинства налогов и таможенных пошлин владелец перерабатываемого имущества освобождается. Только в российской алюминиевой монополии (согласно публичным данным) доля толлинга при импорте сырья достигает 89%, а при экспорте — 90%.
В 2011 г. экспорт необработанного алюминия оценивался Федеральной таможенной службой России в $7,2 млрд. Уплата одного лишь НДС и только в алюминиевой отрасли могла бы принести в бюджет дополнительно почти 40 млрд. рублей. Если же считать по экономике в целом, цифра возрастет на порядок.
Прочие, крайне востребованные в кризис способы пополнения казны, такие как дежурное уменьшение бюджетного воровства, набившая оскомину борьба с коррупцией или навязшее в зубах сокращение расходов на чиновников и силовиков, оставим за скобками. А вместо эпилога перефразируем подзабытую ныне тавтологию недавнего «либерального» лидера страны («свобода лучше, чем несвобода»): профицит бюджета лучше, чем дефицит.
Но поскольку никакого излишка не будет, совет простым россиянам остается прежним: крепиться. Олигархов (сырьевиков, чиновников, силовиков) у нас ущемлять не станут — это ведь их страна. Никаких 20 трлн. рублей на развитие «оборонки» не найдут, накопительную часть будущей пенсии «в целях уменьшения расходов бюджета» ликвидируют, а пенсионный возраст скорее всего завуалированно повысят. Бензин, акцизы, тарифы на ЖКХ будут увеличиваться ускоренными темпами, а курс рубля — «плавно» падать. Кризис, что ж вы хотите? Виноватыми будут все кто угодно (американцы, немцы, пингвины), только не властные бездари.
А уж необходимость повышения тарифов, очередного «реформирования» пенсионной системы или секвестра социальных обязательств бюджета Вышка обоснует, будьте уверены. За то и держат.