Председатель Конфедерации турецких предпринимателей и промышленников (TUSKON) Рыза Нур Мераль заявил, что поездка президента России Владимира Путина в Турцию, которую он, несмотря на недомогание, совершил 3 декабря, стала для Турции важным знаком.
Мераль отметил, что как представитель делового мира он считает визит российского лидера очень значимым событием. «Для нас слишком важны российско-турецкие отношения, чтобы ими можно было пожертвовать ради какой-то третьей страны. Они очень хрупкие! На вещах при транспортировке пишут: «Осторожно, хрупкий груз». Наши две страны, по-моему, относятся друг к другу так же. Турция и Россия ценят друг друга. Например, господин Путин, несмотря на проблемы со здоровьем, отменил все свои встречи и приехал в Турцию, чем покорил сердца турок. Он укрепил наши чувства и продемонстрировал, что Россия так же ценит Турцию, как и мы Россию», — сказал он.
По мнению Мераля, политики должным образом оценивают значимость двусторонних отношений России и Турции. Он подчеркнул, что когда дело касается обычных предпринимателей, то нужно искать тот путь, при котором они смогут наилучшим образом использовать существующий потенциал. «В 1991 году, когда впервые открылись двери в Россию, мы сделали ряд серьезных ошибок. На то, чтобы сгладить последствия этих ошибок, у нас ушло 20 лет. В России только-только создается новый образ турка. Я думаю, мы еще не добились того, чего хотели. Потому что в иных географических условиях наш образ все еще далек от русского человека. Но почему? Мы не повторяем прошлых ошибок. В этом отношении мы действуем очень осторожно. Мы стараемся отправлять в те регионы, с которыми были наведены мосты, порядочные фирмы и людей», — рассказал председатель TUSKON.
Государство и народ – мы работаем в команде
«Некоторые турецкие предприниматели ведут дела в России по 15-20 лет - с удовольствием отметил Мераль. - В Турции мы работаем как команда. Государство, деловой мир и гражданские организации — мы вместе делали серьезные дела и достигли значительных успехов. Нельзя недооценивать роль гражданских организаций. У вас наблюдается значительный интерес к такого рода институтам. Эти объединения играют очень важную роль в развитии страны. Они выполняют очень важные функции. Прошло то время, когда всего ожидали от государства. В демократических и развитых странах это так. Люди, институты и предприниматели собираются и объединяются для того, чтобы двигаться в направлении общих целей. В этом отношении и вы тоже включены в этот процесс. Сегодня мы можем сказать, что TUSKON — марка Турции, известная во всем мире. За год мы отправили за границу 448 делегаций. За границу были отправлены примерно 7 тысяч предпринимателей. Были приняты 554 иностранные делегации и примерно 11 тысяч человек. Если провести подсчеты, то каждый день приезжают и уезжают за границу 4 делегации. Недавно к нам приезжал вице-премьер Али Бабаджан, и мы подсчитали, что за день до этого за границей находились 20 наших делегаций. Это свидетельствует о подвижности, существующей в Турции. Турецкий бизнесмен ждет, чтобы ему подали руку. Он ждет, чтобы ему указали путь, а потом все делает сам. Министерство экономики, за что мы крайне благодарны, продумывает все наперед. Нам всегда готовы помочь службы экономического консультирования, число которых увеличилось до 250, а также сам Министр Экономики Зафер Чаглаян. Это очень важные моменты нашей работы в Турции», — рассказал он.
Российский импорт составляет 516 миллиардов долларов, 7 из которых приходится на долю Турции
Председатель TUSKON подчеркнул, что у России и Турции есть много точек пересечения, а также напомнил, что как институт гражданского общества они борются за то, чтобы неправильные образы остались в прошлом. «В этом году объем нашей торговли с Россией составит 35 миллиардов долларов. Из них 7 миллиардов составляют продажи в Россию. Эту цифру надо увеличивать. Потому что Россия покупает гораздо больше товара у других стран мира. В прошлом году она приобрела товаров примерно на 516 миллиардов долларов. Однако у Турции она купила товаров только на 7 миллиардов долларов. Я считаю, виной тому — ряд недостатков: низкая узнаваемость товара, отсутствие рекламы и имиджа, недостаточно активная работа в этом направлении с нашей стороны. Нельзя приписывать все имиджу. 60 процентов экспорта в Россию осуществляется по каналам турецких фирм, работающих в России. Это большая цифра, с одной стороны, это хорошо, а с другой — плохо. Нам нужно больше работать, больше продавать. Мы это знаем, но количество провозимого груза на человека ограничено. Нам нужно привлекать к импорту русских. 500 миллиардов долларов — это та цифра, которая устроит нас всех», — объяснил турецкий предприниматель.
По словам Мераля, 70 процентов российского экспорта составляют нефть и природный газ, и обратил внимание на то, что необходимо менять структуру экспорта, основанного на продаже сырья. «Нужно, чтобы в Россию пришли промышленники других масштабов. Сейчас появляются крупные промышленники в сфере автомобилестроения. Появляются крупные фирмы и вносят свой вклад в развитие России. Однако их вклад и количество рабочих мест ограничено. В Турции малые и средние предприятия обеспечивают 70 процентов занятости. У них большой динамизм и исключительное по мировым масштабам количество рабочих мест. И в производстве, и в экспорте их доля очень велика. Сейчас нам нужно разделить этот опыт с нашими российскими друзьями и братьями. И нам нужно переходить от торговли к производству. Нам нужно иметь возможность наладить производство в России, нам нужно нацелиться на Таможенный союз, в который входит Россия, а также на страны Союза Независимых Государств (СНГ). Я приглашаю россиян к совместному производству в России», — сказал Мераль.
Российский взгляд на деловой мир изменился в лучшую сторону
Председатель TUSKON напомнил, что 23 процента российской экономики сосредоточено в Москве, а регионы скрывают в себе большие возможности. «Откуда Россия импортирует товар? 48 процентов ее импорта — техника и транспортные средства, 15 процентов — продукты химической промышленности, 14 процентов — одежда и сельскохозяйственная продукция, 6 процентов — текстиль. Нас интересуют именно эти сегменты рынка. Сейчас во внешней торговле России 198 миллиардов долларов излишка. Это нам говорит о том, что вы заняли правильную позицию. В ближайшем будущем Россию ожидает еще более удачный период. Кризис 1998 года многому научил Россию. Мы видим, что под руководством Путина страна управляется гораздо лучше. Российский взгляд на деловой мир также изменился в лучшую сторону. Мы стали свидетелями новой политики, исходящей от Путина, которая ориентирована на поддержку инвесторов и делового мира. 49 процентов внешней торговли России приходится на Европейский Союз. 11 процентов — на Китай, 6 процентов — на Украину, 4,5 процента — на Беларусь. На Турцию приходится 4,2 процента. Эту цифру нужно увеличивать. Мы в TUSKON всегда готовы стать для вас источником и светом», — поделился Мераль.
Мы верим, что можно довести общий объем торговли до 100 миллиардов долларов
Председатель Ассоциации русских и турецких организаций «Деловое сотрудничество» (RUTİD) Эсат Сары в своем выступлении подчеркнул, что верит в то, что объем торговли между двумя странами может быть доведен до 100 миллиардов долларов. Он сказал, что с тем импульсом, который наши отношения получили после визита Путина, активность делового мира увеличится. Сары обратил внимание на то, что количество двусторонних инвестиций выросло, и напомнил, что недавно Сбербанк приобрел «Денизбанк» за 3,6 миллиарда долларов. Он подчеркнул, что считает вклад в строительство ядерной станции в Мерсине Аккую, который составил 20 миллиардов долларов, символом веры России в будущее Турции.
Россия – наш ценный партнер
Мераль по завершению конференции дал эксклюзивное интервью интернет-изданию МК-Турция, в котором рассказал, что Россия — особенный партнер Турции, и что визит Путина в Турцию имел очень большое значение. «Несмотря на проблемы со здоровьем, Путин приехал в Турцию, это подтверждает, что Россия ценит наши отношения и придает им большое значение. Турецкий народ и деловой мир восприняли этот визит именно так. Этот шаг очень положительно оценивают, и мы, как турецкие предприниматели, считаем, что Россия является нашим ценным торговым партнером и соседом. Я думаю, нужно, чтобы наши страны не могла поссорить никакая третья страна. Россия считает также, что и демонстрирует эта поездка. Были подписаны очень важные соглашения. Мы, как представители делового мира, считаем, что нам выпала важная роль в том, чтобы внести вклад в этот союз. С этой целью мы приехали сюда. Вступили здесь в крупные организации. Сегодня вечером приняли участие в панельном обсуждении вместе с более чем 200 предпринимателями», — сказал он.
Деловой мир — страховка для российско-турецких отношений
Председатель RUTİD Сары также добавил: «После того как Россия вступила во Всемирную торговую организацию, начали меняться ее законы о торговле. Мы считаем, что это приведет к росту конкуренции и увеличению количества инвестиций. В связи с этим мы как представители Турции не останемся в стороне. Нужно, чтобы мы были среди первых инвесторов. Нам нужно хорошо использовать свой потенциал. Перед нашими малыми и средними предприятиями в России стоит серьезная задача. А мы хотим быстро перевезти их сюда. Мы положительно оцениваем визит Путина. Турецко-российские отношения больше не зависят от третьих стран и основаны на самом прочном фундаменте. Я считаю, что деловой мир служит страховкой этих отношений. Наша задача — довести товарооборот до отметки 100 миллиардов долларов и даже больше».
Визит Путина важен с психологической точки зрения
Глава организации «Некоммерческое партнерство российских и турецких предпринимателей» (RTİB) Наки Карааслан в своем выступлении подчеркнул, что организации предпринимателей, такие как RUTID, RTİB и TUSKON, работают для того, чтобы выполнить задачи, поставленные двумя странами в рамках двустороннего сотрудничества. «Это соревнование по предоставлению услуг. Мы очень этому рады, это очень верное решение. Потому что у нас есть цели: за следующие пять лет мы должны достичь объема торговли в 100 миллиардов долларов. Как этого добиться? Трудом. Во-первых, очень важным шагом стал визит Путина. Важным в плане психологии. Поскольку у нас были разногласия по поводу Сирии, а этот визит продемонстрировал, что в двусторонних отношениях наших стран сирийский вопрос не занимает слишком много места. Важно то, что он даже не был вынесен на повестку дня. Во-вторых, нас также обрадовало намечающееся сотрудничество в сфере банковского дела, энергетики и особенно покупка Сбербанком «Денизбанка», — сказал Карааслан.